marinaaaaa
Apr 17 2010, 17:18
Друзья!
Мы приглашаем всех принимающих родителей, а также тех, кто только задумывается о принятии ребенка в семью, на вторую встречу с детским психологом Марией Капилиной.Первая встреча состоялась 27 марта, была посвящена теме «Психологические особенности детей-сирот», подробнее о ней можно прочитать
здесь.
В этот раз речь пойдет о привязанности.
Насколько успешным будем устройство ребенка в семью, насколько счастливы будут и родители и ребенок зависит не от того, насколько первоначальные ожидания семьи оправдываются; не от того, насколько ребенок «сложный» или нет; не от состояния здоровья ребенка, уровня его развития или возраста; и даже не от уровня компетенции принимающих родителей. Единственное, что определяет успешность семейного устройства, – формирование устойчивой здоровой привязанности ребенка и семьи. Вот тогда семья с приемным ребенком становится действительно счастливыми родными близкими людьми.
Но абсолютно все наши дети имеют те или иные нарушения привязанности.
3 основные вопроса семинара – как оценить состояние ребенка? как помочь ему, научить его доверять вам и миру? как помочь своей семье в этот трудный период?
Ведь привязанность формируется долго, иногда годами...Семинар состоится
24 апреля, с 12 до 15 ч, по адресу – м.Варшавская, Варшавское шоссе, д.77, корп.2, 3-й этаж (на этаже всего одна дверь, позвонить в звонок). Филиал Московского дома общественных организаций в Южном округе.
(См.карту).
Большая просьба отмечаться в этой теме всем, кто планирует прийти.
До встречи!!!
VeraVera
Apr 17 2010, 17:46
Спасибо за информацию!:) Буду
novichok
Apr 17 2010, 22:39
Как бы хотелось посетить семинар! Но у нас школа приемных родителей, пропускать нельзя. Еще раз просьба, хотя бы следующий семинар перенести на после 15. Если конечно это совпадет с планами самой Марии и слушателей.
marinaaaaa
Apr 18 2010, 03:20
Цитата(novichok @ Apr 17 2010, 23:39)

Как бы хотелось посетить семинар! Но у нас школа приемных родителей, пропускать нельзя. Еще раз просьба, хотя бы следующий семинар перенести на после 15. Если конечно это совпадет с планами самой Марии и слушателей.
Елена, я помню Ваше пожелание. Уточняла.
К сожалению, перенести семинары на вторую половину субботы мы не сможем.
Лёля Солнечная
Apr 18 2010, 20:59
как здорово, что я вас нашла
запишите и меня, пожалуйсто
Koshara
Apr 19 2010, 09:17
Запишите нас с мужем, пожалуйста.
kethet
Apr 19 2010, 21:34
ОЧЕНЬ постараюсь быть. Спасибо за Вашу работу
Берегиня
Apr 19 2010, 22:49
Здравствуйте
Марина, а после, возможно тему семинара изложить в письменной форме?
Очень интересно, но мы работаем...
marinaaaaa
Apr 20 2010, 08:09
Цитата(Берегиня @ Apr 19 2010, 23:49)

Здравствуйте
Марина, а после, возможно тему семинара изложить в письменной форме?
Очень интересно, но мы работаем...

Как прошлый семинар вы имеете в виду? Постараемся.
Кроме того, могу сказать, что тема достаточно популярная

Можно много прочитать о нарушениях привязанности, просто набрав запрос в яндексе.
Можно почитать статьи Капилиной на сайте www.pro-mama.ru
Можно прям целый книги на эту тему купить и проштудировать.
Очень интересная тема (как впрочем и все остальные у Марии Капилиной).Постараюсь приехать.
Шпилька
Apr 22 2010, 09:35
планируем быть с подругой. Спасибо за организацию семинара!
А реально сделать видиозапись встречи? Я по субботам практически никогда не могу выезжать...

Мне приходится делать выбор: или идти на семинар, или вывозить детей в деревню, на природу. Искать литературу, штудировать - это надо (вот, если бы мне её под нос положили

... и это не от лени, чессссно), но семинар позволяет в сжатой форме получить огромный объём информации - это сущетсвенно экономит время, которого у нас так мало...
Марина, а, можно, создать тему, куда все кидали бы нужные тексты по этим вопросам? Что бы не искать судорожно ссылки (аааа... где-то мне попадалась она,.... вот в этой темке... сейчас-сейчас... ёлки! Ну где же?!!!!)
marinaaaaa
Apr 22 2010, 20:48
Цитата(Ольга @ Apr 22 2010, 13:00)

А реально сделать видиозапись встречи? Я по субботам практически никогда не могу выезжать...

Мне приходится делать выбор: или идти на семинар, или вывозить детей в деревню, на природу. Искать литературу, штудировать - это надо (вот, если бы мне её под нос положили

... и это не от лени, чессссно), но семинар позволяет в сжатой форме получить огромный объём информации - это сущетсвенно экономит время, которого у нас так мало...
Марина, а, можно, создать тему, куда все кидали бы нужные тексты по этим вопросам? Что бы не искать судорожно ссылки (аааа... где-то мне попадалась она,.... вот в этой темке... сейчас-сейчас... ёлки! Ну где же?!!!!)

Первое (видеозапись) - не могу.
Второе (тему с ссылками) - могу. Для начала вот тебе ссылки -
http://www.pro-mama.ru/article_428.html
Eclissi
Apr 23 2010, 16:57
меня запишите пожалуйста!
Шпилька
Apr 23 2010, 20:14
прошу прощения, но у меня произошли изменения, в следствие которых присутствовать на семинаре не получится...
Eclissi
Apr 26 2010, 12:21
спасибо за семинар! очень понравилось!
marinaaaaa
Apr 27 2010, 10:35
Статья Марии Капилиной "Привязанность".
по материалам сайта www.pro-mama.ru
ПРИВЯЗАННОСТЬ
(по материалам тренинга)
М.Капилина
Потребность в устойчивых, позитивных отношениях с ближайшим окружением является базовой, т.е. жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием эмоциональной сферы.
Привязанность - стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить.
В природе близость невзрослого существа со взрослым обусловлена необходимостью защиты, питания и научения. В человеческих взаимоотношениях кроме физической заботы ребенок получает возможность усвоить нормы и модели социального поведения, а также вырабатывает отношение к себе и к другим.
Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям, и одновременно - уверенности в себе.
Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание.
Цикл "возбуждение-успокоение":
Возникновение потребности Напряжение, недовольство
доверие
безопасность
привязанность
Состояние покоя Удовлетворение потребности
Именно благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить - так формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились.
В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает в отношении того, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.
"Круг позитивного взаимодействия":
Родитель инициирует положительное Ребенок реагирует
взаимодействие с ребенком положительно
Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, т.е. тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен, или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде (см. "Типы нарушенной привязанности"). Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений.
Признание - это принятие ребенка как "своего", как "одного из нас", "похожего на нас". Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.
Основными характеристиками привязанности являются:
*конкретность - привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;
*эмоциональная насыщенность - значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;
*напряжение - появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка ("цепляние");
*продолжительность - чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;
*врожденный характер потребности в отношениях привязанности;
*ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям - если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз - способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться.
В результате нарушений родительской заботы привязанность ребенка также развивается с нарушениями.
Типы нарушенной привязанности:
*1)Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
*2)Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка - делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
*3)Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.
*4)Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.
Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 4 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.
Модели отношений.
Все мы склонны обращаться с другими так, как когда-то обращались с нами.
Способы обращения с людьми и проявления своей привязанности формируются и закрепляются в семье.
На примере отношений своих родителей и того, как они поступают с ним, ребенок учится поведению в обществе. Привычные представления о себе и о мире (убеждения) и привычные действия (поведенческие стереотипы), соединяясь, на структурном уровне образуют модель. Чем более эмоционально значимы отношения - тем более ранние и менее осознанные модели вступают в действие.
Люди усваивают опыт семейных отношений в детстве - и в дальнейшем склонны, во-первых, ожидать повторения своего опыта, во-вторых, воспроизводить его.
Именно поэтому так важно предоставить ребенку, чей опыт жизни в семье был катастрофическим (поскольку закончился утратой семьи) альтернативный, дополнительный опыт близких отношений.
Интеллектуальное развитие находится в дополнительных отношениях с поведением привязанности: когда ребенку известно, где мать, и он уверен в своих отношениях с ней, то его активность переключается на исследование окружающего мира.
Исследование позволяет создать целостную картину мира, познать себя и развить свои возможности.
В норме поведение привязанности и исследовательское поведение поочередно сменяют друг друга, таким образом давая материал для гармоничного формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально - и это гасит их познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и поиски эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
На протяжении всей жизни человек уезжает от людей, которых любит, на все большие расстояния и все большее время. Но всегда поддерживает связь со своими близкими и рано или поздно возвращается домой, к семье, в которой он родился, или к семье, созданной им самим. Человек, лишенный такого "пристанища", не имеет корней и чувствует себя крайне одиноким.