Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Important!
Уважаемые жертвователи!

Обратите внимание, что Фонд несет ответственность только за пожертвования, перечисленные на счет Фонда любым из этих способов
У Фонда нет электронных кошельков или счетов, зарегистрированных на частное лицо! Опасайтесь мошенничества!

По любым вопросам или сомнениям, пишите на finans@otkazniki.ru
> Статьи Александра Гезалова, Тема 2009 г. Посвященные наставничеству, адаптации выпускников ДД...
Александр Гезало...
сообщение Nov 30 2009, 14:25
Сообщение #1





Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Регистрация: 30-November 09
Из: Москва
Пользователь №: 14231



Регулярно обновляемый журнал автора http://saha-gezalov.livejournal.com/?skip=20

Как помочь детдомовцу

30.11.2009
На сайт часто приходят вопросы о том, как помочь детдомовцу. Спрашивают люди, обычно ставшие случайными собеседниками выпускника детдома, или волонтеры в детдомах, чьи подопечные скоро выйдут в жизнь. А люди, работающие с бепризорниками, нередко сталкиваются с беглецами из сиротских учреждений, и тут встает вопрос: как быть. Взять к себе в дом? Вернуть туда, откуда сбежал? Поискать подходящий монастырь или православный приют?

За комментариями мы обратились к выпускнику детского дома, руководителю Студии социального проектирования 2 ГА (Москва) Александру Гезалову.

- Александр, вот вопрос от нашего читателя: парень, 1993г. рождения, отца нет, мать лишена родительских прав. До 1-го сентября воспитывался в школе-интернате, выделялся отчуждённостью от других детей и систематическими побегами из интерната (из-за таких же побегов, только из дома, он и был передан на воспитание в интернат). Когда не мог сбежать - под разными предлогами ложился в разные больницы. С сентября сего года он должен обучаться в ПТУ и жить в общежитии при ПТУ, однако ничего этого фактически не происходит: занятия не посещает, где живёт - неизвестно. Такое поведение объясняет конфликтами со сверстниками. Ясно, что в нашем маленьком городе жить и учиться он не будет. Что делать, как ему помочь?
- Это частая история. Часто люди искренне желающие помочь выпускнику детского дома или школы-интерната, заходят в тупик, начиная реально понимать, что не знают, как это сделать. Он не желает учиться, живет непонятно где, выпивает, исчезает из поля зрения и так далее. Использует вас для решения своих задач. Уровень его подготовки к жизни очевидно низок. Вы видите, что он комплексует, нет мотивации к учебе, неразумно тратит свои денежные средства, избегает принятия простых и важных решений. Его уважительное отношение - часто имитация для достижения краткосрочного успеха. Бравирует, интригует, шантажирует и манипулирует, впрочем, как это делал и в детском доме, только теперь объект уже другой.

Вы начинаете помогать ему и видите, что что-то не получается или даже есть вред от вашей помощи. Часто это происходит от избыточного желания помочь, не основанного на опыте и знаниях, это действительно вредит и вам и выпускнику.

Что делать? Скажу сразу - универсальных способов изменить ситуацию нет, все зависит от уровня подготовки помогающей стороны и того, каков сам выпускник.

Главное - наладить минимальный контакт с ребенком, не односторонний (существующий лишь за счет того, что это надо вам), а обоюдный, за счет ваших с ним взаимных интересов. Также важно подготовиться к тому, что результат появится не сразу, и не сразу будет очевиден вам и ребенку. Но когда будут видны первые изменения, надо будет вместе оценивать их как путь, правильное ли у них направление.

Постарайтесь понять, какие ресурсы у вас есть для ведения планомерной работы по созданию условий устойчивости выпускника. И поймите, кто вы для сироты, как он вас воспринимает? При этом помните, что необходима и ваша устойчивость, чтобы работа с сиротой не вредила ситуации в семье, на работе. Сколько личного времени вы можете потратить на подопечного, как часто вы сможете взаимодействовать?

Начните с того, что не требуйте от выпускника детского дома всего и сразу. Не навязываете ему мысль о том, что вы будете его поводырем, постарайтесь объяснить ему, что вы «костыль на время», до того момента, пока «проблемный пожар» совместными усилиями не будет потушен.

Найдите такую форму общения, чтобы это не стало повторением ситуации детского дома «воспитатель-воспитанник», результат от такой формы участия будет нулевым.

Ставьте перед ним различные формы целеполагания, от простого к сложному. Чтобы он начинал учиться планировать свой день, свои успехи, постепенно научите его ставить цели на сейчас, сегодня, завтра, чтобы он ощущал себя участником своего же личностного и жизненного роста.

Постарайтесь совместно изучить его жизненную историю, жизни до детского дома, в детском доме и периода после выпуска. Наладьте связь с детским домом, людьми, которым он доверяет и с кем идет на общение, определите ближний и дальний круг его приоритетов в отношениях между людьми. Надо комплексно изучить паренька, так как и он сам не знает, что ему с собой и всем тем, что он получил в интернате, делать. Он в пустыне самого себя, необходимо оросить ее надеждой, уважением, минимальным участием.

Поговорите с ним в сравнительной форме о жизни в детском доме и после, чтобы он осознал, что им уже многое достигнуто. Чаще приводите ему примеры из своей жизни, как вы (или кто-то) учились, как это вам помогло в жизни. Как бы между делом говорите о пользе занятия спортом, вреде курения и винопития, не в режиме лектория, к которому детдомовский ребенок привык, а как это бывает в семье и жизни. Если у вас доверительное общение, то ребенок вас услышит. Если есть пример успешного выпускника детского дома, донесите этот положительный опыт до вашего подопечного. Ему будет на кого равняться и куда стремится.

Всегда остро стоит проблема проживания выпускника детского дома в общежитии, часто они просто уходят жить к кому-то знакомому, часто - к бывшему содетдомовцу, воспроизводя уже во взрослой жизни «детский дом». Это неумение преодолевать возникающие трудности необходимо менять во время совместного труда, создавая искусственные трудности, чтобы выпускник искал пути решения проблемы. Не давайте ему готовых ответов, а спросите: а как ты думаешь, какой путь решений того или иного вопроса.

В форме теста-общения постараться изучить восприятие последетдомовской свободы, от которого зависит жизненное самоопределение. Постепенно ваш тесный контакт должен ослабевать и переходить в дружеское общение с взимоинформированием о том, что удалось создать и сделать, что еще сделать для своего будущего.

И самое главное со временем вовремя отойти от того, кого вы опекаете, чтобы он продолжил свой путь самостоятельно, созидая своими руками.

- А если человек столкнулся с беглецом из детдома, что ему предпринять?
- Проблема побегов детей-сирот из детских домов - давняя и довольно острая. Мотивы побегов - разные. Бегут не только от насилия, бегут посмотреть мир, развлечься, порой - дать себе волю и совершить противоправные поступки. И если рядом с вами оказался такой ребенок, будьте готовы к тому, что непременно придется проявить знания, опыт, потратить свое время на решение проблемы. Прежде всего, если вы приютили сбежавшего ребенка, вы должны знать, что он непременно находится в розыске: детский дом дает милиции т.н. «ориентировку» на его поиск и скорейшую поимку. Максимум что далее может предпринять поймавший сироту милиционер - это поместить ребенка в специальный приют. Иных форм системной помощи государства «бегункам» из детских домов нет.

Так что прежде чем спасать беглецов из сиротского учреждения, надо серьезно это обдумать, чтобы принять важное решение:

1. Подумайте, готовы ли вы привести в свою квартиру ребенка (возможно, не одного), которого (которых) вы не знаете?

2. Если вы все же решились взять беглеца (беглецов) в дом - прежде всего надо помыть и накормить ребят (это располагает и к беседе, и к доверительным отношениям),


3. Самое главное - поговорить с детьми о сложившейся ситуации, узнать (чтобы ничего не забыть, хорошо приготовить опросник):

- откуда они родом и из какого детского дома сбежали,

- причину побега (эта информация еще подлежит проверке),

- количество побегов (если скажут),

- имя и фамилию директора детского дома или воспитателя, которым они доверяют,

- возможные телефоны и/или адрес сиротского учреждения,

- есть ли контакты с их родственниками/родителями,

- поговорите с ними о жизни в детском доме, обсудите с ними их видение своей жизни в детском доме,

- вспомните из своего близкого окружения врача, общественника, журналиста и обратитесь за советом к ним - возможно, они уже знают что-то про данный детский дом, встречались с такими случаями

- не спешите с выводами, полагаясь только на слова ребят: если ребенок бегает систематически, увы, он будет откровенно лгать, чтобы вызвать у вас сочувствие,

5. Затем вам предстоит принять решение о дальнейших действиях

Путь первый:
Если вы не чувствуете уверенности в том, что можете принять участие в судьбе увиденного вами "бегунка", просящего подаяние, расставайтесь с ним, просто купив ему хотя бы немного продуктов. Не берите на себя больше, чем можете понести. Если вы видите, что ребенок болен, находится в критической ситуации - вызывайте милицию и скорую помощь. На этом ваше участие будет завершено.

Путь второй:
Если вы хотите помочь ребятам, но не готовы взять на себя ответственность оставить их у себя - честно им скажите о том, что они временно находятся на вашей территории. Объясните детям, что в любом случае они даже при побеге остаются воспитанниками того или иного детского дома. Скажите им, что вы вынуждены обратиться в ближайшее отделение милиции с информацией, что у вас находятся сбежавшие дети. И далее можно передать их наряду милиции. Желательно, чтобы в это время были свидетели из числа соседей, дети могут повести себя неадекватно - их можно понять - но ваша безопасность также важна.

Путь третий:
Если после выяснения общей ситуации, вы принимаете решение сохранить отношение с детьми и даже оставить их у себя, то необходимо связаться с общественной организацией и провести консультации по данному вопросу. Найти знакомого журналиста и подготовить материал о вашей позиции по отношению к прибившимся к вам детям. Надо договориться с ребятами, что какое-то время они побудут в приюте, пока вы будете решать вопросы опеки или патроната над ними, связаться с директором детского дома и предложить ему решить проблему "проблемного ребенка" с вашим участием. Просить директора выйти с инициативой в органы опеки предоставить вам возможность опеки над "бегунком". Далее можно начинать собирать необходимые для установления опеки документы. Приготовьтесь к тому, что будет не просто, возможно очень сложно, так как ребенок очень долго является частью «системы» детдомов и любые вопросы, связанные с ним, можно решить только через сотрудничество с детским домом и органом опеки по месту жительства сироты или через суд. Иногда такие побеги происходят из-за тяжелой обстановки в детском доме. Возможно, что после того, как информация о ситуации в том или ином детском доме станет доступна Уполномоченным по правам ребенка и будет проведена проверка работы детского дома, то... дети от этого пострадают и побеги продолжатся. Ведь главное в оказание помощи такому ребенку - не навредить ему, постараться вернуть ему доверие к людям. Почему бегут дети-сироты из детского дома, описано в различных книгах. Я тоже попробовал рассказать об этом в эссе "Соленое детство".

Отзывы:

Ирина Петровна Крякина () - 30.11.2009
Очень полезный материал, иногда не знаешь что делать, я работаю с сиротами и реально не всегда знаю, как вести себя в некоторых ситуациях.Спасибо за консультации и подсказки.Очень нужна такая "библиотечка помощи", чтобы заглянув туда знать рецепты решения тех или иных проблем.Ведь всякое бывает.Александру напишу на указанный Вам емайл.
Спасибо.

http://miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=10740


--------------------
Вырос в детском доме и все такое, верю в Бога, хожу в храм.
Мыло: gezalov1968@gmail.com
Скайп: gezalov_sasha
Аська: 431868624
Телефон в Москве: +79104703063
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
Лена Альшанская
сообщение Dec 30 2009, 15:44
Сообщение #2


Администратор
****

Группа: Администрация
Сообщений: 4676
Регистрация: 5-September 06
Пользователь №: 1



Что подарить сироте?



отсюда: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=10953

Перед Праздниками весь Интернет полон просьб о сборе подарков для детей в детских домах, сообщениях о различных акциях-поздравлениях. Что стоит учесть, если вы собрались принять участие в одной из них? Что надо знать, идя в детский дом первый раз? Как поздравить детдомовца так, чтобы помочь, а не навредить ему? Комментирует Александр ГЕЗАЛОВ, выпускник детского дома, автор книги «Соленое детство», руководитель Студии социального проектирования 2 ГА (Москва).

- Как прийти в детский дом первый раз? Что должны понять при знакомстве дети и взрослые?
- Нередко воспитанники детских домов занимаются тем, что «разводят» добрых и отзывчивых людей, которые искренне пришли к ним помогать, поддерживать, наставлять. Люди вдруг начинают делать то, чего они никогда бы не сделали для своих детей. Уже дома человек понимает, что делал что-то не то, а что - не может понять. Поэтому нередко второй раз в детский дом он не приходит, интуитивно понимая, что он объект какой-то игры, технологии. Все это происходит потому, что сироты очень хорошие психологи и манипуляторы. Их умение добыть необходимое вызывает и восхищение, и грусть. Сироты обведут вокруг пальца любого психолога, они сами психологи со стажем. Делают они это достаточно естественно и просто, заглядывая в глаза, беря за руку, как будто невзначай задавая некоторые вопросы. Они прощупывают человека на его естественные слабости: жалость, неуверенность, влажные глаза, нелепые вопросы и т.д. Они умело делают это, пользуясь своим сиротским статусом. Если я назову сирот «машиной потребления», я не ошибусь, они именно так выращены в этой системе. Механизмы этой «машины» закладываются тогда, когда ребенок начинает чувствовать к себе непонятное отношение: добрые дяди и тети дают ему ни за что конфетку, при нем говорят ему, что он бедный и несчастный и так далее.

Ребенок сначала не воспринимает это всерьез, но потом, поняв, что благодаря этому можно получить «гораздо больше конфет», начинает настраивать свою «машинку потребления». Пробуя различные методы, от вопросов - а будешь ли ты моей мамой или папой, до залезания в прыжке на приходящего добровольца. Задача - стереть обычную дистанцию общения, достичь такого расстояния, с которого «жертве» будет сложно сказать: «Нет». Если Вам удалось удержать сироту на расстоянии, у Вас не будет проблем, потому что сирота будет понимать, что план не удался и нужно перестраивать свою «машинку» под Вас. Здесь уже Вы выстраиваете свои границы общения.

К 12-16 годам, этот опытный и выхолощенный «робот иждивения» безошибочно срисовывает всякого входящего в детский дом. Это отработанная система, как подойти, что сказать, что спросить. Ведь дети-сироты в течение нескольких лет «тренируются» на приходящих к ним людям (которые как раз для этого и приходят), подглядывают друг у друга наиболее удачные технологии. Среди приходящих к ним, грамотных людей крайне мало, значит все, кто приходит, дает пищу для оттачивания сиротских «технологий».

Все происходит достаточно банально. Сирота, войдя в доверие, «посиротствовав», начинает реализовывать программу вытягивания из человека ресурсов. Заводится его машинка. Будь то просьба свозить его на Красную площадь или положить на сотовый телефон денег. Это даже некая программа в голове у ребенка сироты, потребительский чип, для него естественный. Это формула, это знания.

Для того чтобы Вас не «разводили» и машинка сиротства не затягивала Вас в необратимый процесс, не спешите идти в детский дом, почитайте литературу, пообщайтесь с людьми, которые жили в детском доме или долго работали.

Не начинайте отвечать на цыганские вопросы сирот, ведь это и есть тот ключик, которым сирота пытается открыть замочек будущих благ. Начинайте задавать вопросы сами. Не давайте никаких обещаний, сразу расставьте границы, и точки над и. Покажите сироте, что Вы друг, но не вещь мешок, что Вы пришли для сотрудничества.

Если ребенок провоцирует Вас, называя папой или мамой, скажите ему о том, что у него есть свои, замечательные папы и мамы. Если он начнет говорить, что они плохие, потратьте время убедить его в обратном, потому что внутренне о родителях он думает иначе (но в детском доме это табу), и, почувствовав, что Вы не пошли на поводу, ребенок начнет сотрудничать. Возможно, первое время лучше не присаживаться на диваны и стулья, чтобы дети не залезли на Вас, пообщайтесь стоя, чтобы сохранялось необходимое расстояние. А когда дети привыкнут к вам, тогда будет проще что-либо реализовывать. Не говорите при детях о том, что они бедные и несчастные.

Не давайте обещаний, будьте строги там, где надо. Покажите, что Вы устойчивы и способны трезво мыслить, можете быть другом и партнером. Не давайте с разбегу свои номера телефонов, это сразу даст ребенку шанс начать дергать Вас за ниточки, задавая, казалось бы глупые вопросы, попросить положить денег ему на счет, чтобы якобы продолжить с Вами «приятное и благодарное общение». Не берите на себя никаких обязательств и излишних нош. Оговаривайте это при самых первых встречах, закладывайте фундамент будущих паритетных двухсторонних отношений.

Рассказывайте сиротам о том, что Вы знакомы с сиротами выпускниками, намекая на то, что Вам хорошо известен внутренний мир детского дома. В дальнейшем, это будет Вашим дополнительным ресурсом убедительности, Вы будете вплетать в общение те или иные примеры из жизни сироты, которого Вы знаете. Главное в помощи сиротам - не спешить делать бездумное добро, делайте все с разумением, и тогда Вы не будете вещмешком. Ваш замочек устойчивости не будет открыт невольно созданной потребительской машинкой сирот. Учитесь быть полезным и грамотным в любом возрасте.

По большому счету, сироты самодостаточны в ресурсах, у них есть господдержка, пенсии, стипендии, бесплатные одежды, питание и т.д. Главное, чего у них нет - знаний жизни. Помогите разобрать и разбить им так мешающую «машинку иждивения» и отпустите в свободное плавание. Спасите их от самих себя. А Вас дома ждут родные и дети.

- Как реагировать на многочисленные просьбы в СМИ собрать что-то для нуждающегося детского дома, так чтобы не включить в детях «машинку потребления»?
- Словами о нуждах детских домов интернет исписан не хуже любого забора - густо, эмоционально, убедительно. Детским домам нужно это, и еще вот это, а также вот то... Однако о том, нужно ли «то и это» сиротам, пишут мало, да и в голову-то не всем приходит, что нужды сирот и детского дома - вещи разные. Тучи фондов и всяких иных организаций носятся, собирая помощь, открывая счета и электронные терминалы - спасают. Всех и от всего.

Откуда вообще взялась эта идея: «спасать» детей финансовыми подачками? Самый простой вариант ответа лежит на поверхности: хотя, согласно уставу, детский дом воспитывает сирот (оказывает им услуги, дает образование и т.д.) в рамках российского законодательства, чаще всего из-за недостаточного финансирования дети получают все вышеперечисленные блага в «усеченном» варианте. Часто приходится слышать, что персонал детского дома работает неважно из-за низких зарплат. Невольно возникает вопрос: а будут ли люди, не имеющие специального образования, работать лучше, если просто увеличить им зарплату? Ответ очевиден. Если учесть, что воспитательницы (я намеренно избегаю здесь мужчин, ибо их там совсем мало) только один раз в пять лет проходят образовательный «апгрейд» в институтах повышения квалификации, по сути формально отсиживая положенное время на пустых лекциях, поскольку на сиротскую тему научных разработок практически нет, а те, что есть, в большинстве своем носят туманный характер, становится понятно, что за качество работы платить некому. Тем не менее «общественность», озабоченная «помощью сиротам», часто причиняет этим детям куда больший вред, чем нищие непрофессиональные воспитательницы.

Большинство научных сообществ занимаются сиротами потому, что это модно, интересно, да и для карьеры хорошо: под разработку такой темы можно получить всякие гранты и научные звания.

Однажды некий возмущенный профессор взахлеб рассказывал мне о том, как его выгоняют из детского дома за излишнюю навязчивость, работать не дают. А у него такой проект! Они привезли на территорию детского дома 10 КамАЗов песка, потому что это, согласно его теории, должно повысить у детей мотивацию к построению карьеры. «Привезли песок с карьера для стремления к карьере» - вот такой бредовый каламбур. Мне этого профессора хотелось не то что выгнать взашей из детского дома, а отдать под суд.

А на одной конференции под странным названием «Другое детство» две кандидатки педагогических наук монотонными голосами рассказывали о проблемах адаптации детей-сирот, навязывая слушателям мысль о том, что сиротам везде нужны подушки безопасности, потому что им сложно жить. Они не осознавали, что эти подушки безопасности и есть главный источник опасности. Ученые дамы рассуждали о проблемах всех выпускников на основе исследований поведения всего лишь троих детей - одного мальчика и двух девочек. Больше им и не было надо, опыт удался.

И вот таким людям со странными идеями никто не запрещает создавать методические пособия, следуя которым, ученики всех этих профессоров и кандидатов будут набивать «подушки помощи сиротам» камнями. Вот еще один наглядный пример бездумной «помощи». Некий фонд, собирающий крупные денежные средства в поддержку всех и вся, предложил добровольцам погибнуть, став наставниками детей-сирот. Никто не предупредил добровольцев о том, что наставничество - это пожизненный крест, а не песни и танцы с выпускником детского дома. Люди хотят эффективно помогать, а им подбрасывают технологии, с помощью которых по-настоящему помогать друг другу могут только сами выпускники детских домов. Ибо специфический уровень общения, образования, жизненных ориентиров оказывается за рамками восприятия человека, выросшего в семье, будь он хоть сто раз психологом, профессором или многодетной мамой. Детский дом - это другой мир, другая планета, на которой надо вырасти и выжить, чтобы иметь право и возможность говорить от его имени.




Но людям очень хочется «добрых дел» - ведь под это дадут гранты, напихают в денежные терминалы банкнот! Плевать, что результат «помощи» будет нулевой, - главное шевелить сено проблем (пусть даже оно сгниет), что-нибудь из этого да получится! Оттого у нас столько бесполезных «круглых столов», конференций и заседаний. Ведь за «помощь сиротам» под суд никто не отдаст. Дело-то - благородное. Да и ошибок кто ж не совершает?! А платить по счетам за нашу славу, гранты, научные степени будут они - облагодетельствованные...

Так что же действительно необходимо ребенку из детского дома?! Чтобы на нем не зарабатывали, не искали в нем того, чего в нем нет, не приходили к нему как к больному, не создавали условий, в которых он будет вынужден отращивать ласты вместо рук и ног. Не выдергивайте его с места, не тащите в Англию на экскурсию, ему придется жить там, где его корни и его история. Не кормите систему, в которой он живет, накормите лично его - знаниями, навыками, умениями и главное - вовремя отойдете в сторону, дайте ребенку возможность встать на ноги самостоятельно. Он с благодарностью справится, он сумеет. Он тоже человек.

- Что надо знать о внутренней жизни детского дома, чтобы правильно помогать сироте?
- Первое время ребенок находится в шоке. В тюрьме для вновь прибывших существует такая вещь, как карантин — камера, в которой уже взрослые люди, попавшие в СИЗО, находятся некоторое время, чтобы освоиться, получить некие системные установки, осознать свое новое жизненное пространство. Это делается для того, чтобы осужденный обвыкся, притерся, получил новые знания, не совершил членовредительство. В детской же системе детского дома этого нет, ребенок из семьи сразу попадает в новую среду обитания, где он вынужден жить по новому распорядку, по новым правилам, согласно иерархии. На основе собственных наблюдений я могу четко сказать, что дети сами устраивают себе «карантин» в рамках детского дома, приюта.

Поначалу они молчат, плохо едят, не реагируют на происходящее вокруг, они подавлены. Но уже через некоторое время новички начинают вживаться в систему и находят свое место в разношерстной детской компании.

Однако в любом случае ребенок находится под давлением и прессом остального детского коллектива, так как для детдомовских детей характерно групповое сознание, завязанное на совместное решение чаще всего групповых трудностей, меньше личных. Система. Неосознанно они встраивают вновь прибывшего в свою систему, обучая его новым правилам, давая понять, что ему дозволено, а что нет. Ребенок попадает в своеобразную «лесную иерархию» в роли одного из персонажей лесного общества. Каждый прибывший проходит через несколько таких «ролей».




Из моих наблюдений: дети-сироты четко делятся на четыре основных типажа, коих я определил так: «зайчики», «лисички», «волчата» и «медвежата». В детдомовской среде может быть много «зайчиков», несколько «лисичек», «волчат», и один-два «медвежонка». Подобное типологическое разделение сирот на группы было сделано мной на основе личного опыта жизни в детском доме и рефлексии — уже в ранге общественного наблюдателя.

Поведенческие типы детей-сирот:

«Зайчики»
Это дети, явно отстающие по развитию от однокашников, робкие, молчаливые, трусливые, пасующие перед остальными детьми. Их легко узнать по внешнему виду, выражению глаз, одежде, поведенческой линии. В соплях и измазанных одеждах, часто остриженные «абы как», они находятся на периферии группы, как правило, забиваясь в углы и коробки. На них не обращают внимания, они получают подзатыльники от «своих» и «чужих». У них все отбирают более ловкие, привыкшие к детдомовской жизни ребята. Таких детей может быть большинство в группе. Во время раздачи подарков они нерешительно стоят в стороне и подбегают за своей долей последними. Из-за отсутствия навыков борьбы за свои права и будущее такие дети дольше других выпускников не попадают в жизненные переплеты.

«Лисята»
Физически «лисята» под стать «зайчикам», но у них есть небольшие преимущества — врожденная изворотливость, ум, сноровка. Они уже обладают навыками выживания в этой среде, знают, «где взять» тот или иной ресурс, умеют ладить с персоналом и другими детьми, даже со старшими. Таких ребят — улыбчивых, открытых, активных, успешных в учебе — в группе может быть двое или трое. Они на виду — первыми несутся к гостям получать подарки (с оглядкой на «волчат» и «медведя»), но при этом готовы отдать все гостинцы более сильным однокашникам. Обладая навыками добытчиков, «лисята» не обижают «зайчат», ладят с «волчатами» и «медведем». В самостоятельной жизни чаще всего устраиваются лучше других.

«Волчата»
Эти ребята обладают лучшими физическими данными, нежели «зайчики» и «лисята». Они более дерзкие, умеют реализовывать свои «хочу» различными, часто агрессивными и вызывающими способами. Чаще всего такие дети группируются в некое сообщество.

Их легко узнать по поведенческой линии, по ярко выраженной «отстраненности» от происходящих событий. На раздаче «халявных» подарков они обычно подходят вторыми, после «лисят». Им это, в общем, «западло» (потому что «волчата» знают, что все необходимое получат и так), но интерес пересиливает.

«Волчата» прессуют «зайчиков» и «лисят», учатся плохо. После выхода из детского дома они продолжают группироваться, действуя в прежнем составе. В жизненные переплеты и в тюрьму эти ребята попадают первыми.

«Медведь»
Чаще всего, в детском доме есть «медведь» (по тюремному — пахан). Изредка, «на договорной основе» могут сосуществовать и два-три «медведя».

Это физически крепкий, сильный парень, который имеет доступ практически ко всем внутридетдомовским ресурсам. Он плохо учится, а к концу жизни в детском доме и вовсе перестает посещать школу. «Медведь» никогда не находится в первых рядах, но знает, что информацию обо всем происходящем он получит в полном объеме. Он выделяется одеждой, независимым поведением — у него «все есть».

Продвигаемый директором и сотрудниками учреждения как «лучший воспитанник», «медведь» влияет на все социальные группы, умело «руководит» жизнью целого детского дома. Он часто берет на себя решение различных проблем персонала, фактически являясь судьей и палачом. «Медведь» способен управлять детским коллективом, поднять детей на бунт, непослушание и т.д. Он приближает к себе наиболее «выдающихся» «лисят» и «волчат», которые исполняют его приказы, руководят «зайчатами».

Замечено, что детдомовский «медведь» одним из первых попадает в тюрьму, а там занимает самую низшую ступень в иерархии, потому что его история «конкретно надута» в рамках детского дома.

Воспитатели детского дома хорошо знают эту систему. Такое положение вещей им даже выгодно, потому что позволяет делегировать свои полномочия детям и снизить уровень собственных вложений в воспитательный процесс. Во время проживания в детском доме я наблюдал, как некоторые «лисята» и «волчата» становятся «медведями». Это зависит от физического развития ребенка, обязательно побывавшего в статусе «лисенка» или «волчонка». Подобный «социальный рост» также может инициироваться педагогическим составом учреждения, идущим замену уходящему на волю «медвежонку».

Также я заметил, что перед спонсорами чаще всего выступают именно «зайчики» и «лисята». Первые — потому, что заставили, вторые — потому, что это необходимо показать уровень работы педсостава, «лисята» никогда не отказываются поблистать, к тому же это дает шанс что-то получить от «разведенных на слезу» «спонсеров» (хотя выступление «зайчиков» производит больший эффект). Они поют песенку «про мамонтенка» или некую маму, от которой сердце любого человека дрогнет, но это уже другая история.

Растроганные «спонсеры» начинают спасать всех и вся. А кто оказал на них такое влияние? «Зайчики»! Уже общаясь с «лисятами» и «волчатами», спонсоры думают, что их поведение — плод педагогических усилий персонала детского дома, однако то, что дети сами выстраиваются в ранжир выживания, им невдомек. «Люди с улицы» не понимают, что это личный успех ребенка, который выживая — выжил. Я часто посещаю детдомовские праздники и вижу, как рады этим мероприятиям «спонсеры» (спец.термин) и как равнодушны к ним дети. Это нетрудно заметить, если смотреть не на сцену, а в зрительный зал.

За время проживания в детском доме сироты на всю жизнь выучивают несколько жалостливых песенок, стихотворение «для девушки Мороза» (часто роль Деда Мороза играют сотрудницы детского дома или студентки, что придает празднику некую пикантность), и на этом их развитие останавливается. Чаще всего, старшие дети поют караоке и кое-как танцуют, при этом вопрос учебы в школе не волнует никого — ни детей, ни педагогический состав. Но персонал и тому рад, ведь это и есть система «культурного развития» детей-сирот в рамках российского законодательства, и оценку эффективности работы педагогического коллектива не может дать никто. Всё делается, все — при деле...

И выходят сироты из детского дома «зайчатами», «лисятами», где их ждут «медведи» из семей.

- Перед Новым годом в Интернете появились призывы общественных организаций написать письмо сироте. Письмо – это не материальная помощь, не подарок. На первый взгляд кажется, что это самый эффективные способ помочь сироте, рассказать ему о жизни за пределами детского дома. Есть ли какие-то трудности, о которых должен знать волонтер, собравшийся написать сироте?
- Инициатива некоторых общественных организаций, направленная на помощь детям-сиротам иногда просто потрясают, ставят в тупик и навсегда уводят человека, искренне желающего помочь, от темы помощи. Почему это происходит, почему общественные лидеры иногда не понимают, что своей порой безграмотной и непродуманной инициативой лишают людей возможности помогать, принимать участие в деле благотворительности? Мы называем это просто – потратить время и силы впустую. Первое, что приходит на ум, — общественники не всегда учитывают уровень подготовки потенциальных помощников, из-за чего человек изначально не понимает, в чем заключается суть той или иной формы участия. Общественные организации заставляют его самого придумывать технологии, быть пленником своих домыслов и фантазий, и человек, не понимая своей миссии в деле помощи, утрачивает сон и равновесие в жизни. Чего только стоит призыв написать предновогодние письмо в детские дома, который подталкивает человека на эмоциональный порыв – потому что скоро Новый год, бедным сиротам надо помочь.




То есть некоему человеку предлагается здесь и сейчас написать абстрактное письмо ребенку, даже не зная его, не имея опыта такого вида общения, заставить наступить на новые для него грабли. Ведь человек не только не готов к такой не простой форме взаимоотношений с ребенком, он вообще не понимает, что ему делать и как. Одно дело поздравительная открытка от Дедушки Мороза, которая ни к чему не обязывает, а другое дело личное письмо с предложением дружбы. Общеизвестно, что сиротам никто не пишет, а они очень ждут писем от родных мам и пап, и вдруг прилетит ребенку слезливое пространное письмо – зачем и главное каковы будут последствия для ранимой души ребенка?

Другое дело, если человека к этому готовят, обучают, дают навыки и технологии, но и ребенка сироту тоже надо обучать, а это, чаще всего, самая большая сложность/проблема. Могу поделиться опытом из своей практики: дети-сироты чаще всего отвечают на первое письмо, добиваются получения подарка, который он, естественно, получает, так как идет односторонняя ситуация – ребенок думает: «Ты мне должен, потому что я сирота, ведь ради этого ты начал писать мне письма». Такая практика сложилась не только от того, что ребенок привык все получать, просто переписчик не понимает, что ему делать через переписку, как выстраивать систему взаимоотношений с ребенком. Через какое-то время, ребенок перестает интересоваться перепиской, и человек, столь горячо желающий помочь, оказывается бессилен, потому что общественная организация его позвала на это благое дело, но не объяснила, как это делать, не предоставила необходимого инструментария.

Первое: если Вы поддались на обращение некоего благотворительного фонда начать переписку с ребенком-сиротой, но явно чувствуете, что не потянете и не способны — не начинайте. Потом будет сложно выйти из состояния человека, у которого не получилось то, что не должно было получиться. Это честно по отношению к себе и тому, с кем отношения не завязались и не перешли в стадию дружбы. Вспомним поговорку — семь раз отмерь…, это очень подходит в данной ситуации. Если Вы не уверены в своих силах — отложите решение, поищите мотив, пополните багаж знаний. То, что письменная переписка может оказать серьезную помощь ребенку, это факт. Через переписку можно подготовить его к самостоятельной жизни, мотивировать на успешную учебу и получение навыков и универсальных знаний. Здесь важна Ваша четко продуманная программа действий и с элементами будущей оценки эффективности участия. Ради этого можно начинать.

Второе: если Вы все же начали писать, Вы обязаны знать, что дети-сироты чаще всего привыкли потреблять, их этому научили, вживили в их сознание, это их основное жизненное кредо. Их интерес к письмам ослабевает практически сразу. Для ребенка-сироты это большой труд написать ответ, потому что мотивация отсутствует, единственное, что его как-то подталкивает, это возможность получения ресурса — подарка. Получив его, ему трудно вернутся к прежнему общению.

Третье: переписчику дистанционно сложно получить ответы на некоторые вопросы внутри детдомовской жизни, быта, он вынужден додумывать ситуации. Это плохо, так как чтобы знать систему детского дома, там надо либо вырасти, либо много читать на эту тему. Значит надо больше читать, узнавать, интересоваться. Чаще всего дети пишут о внутреннем мире сухо, о себе еще меньше, поэтому надо быть готовым к тому, что иногда наводящими вопросами придется вытягивать из них эту информацию. Ребенок-сирота не спешит делиться своей жизнью, а для чего и почему он должен говорить то, о чем он не говорит даже в рамках детского дома?

Четвертое: если переписчик не знает и не умеет, каким образом вывести ребенка на дистанционное общение/обучение, от которого будет обоюдная польза, то можно смело говорить о том, что дело пустое и не стоит свеч. Для этого можно провести небольшую ролевую игру вопросы-ответы, представив себе, как бы отвечал на вопросы воспитанник детского дома, и каково продолжение...

Пятое: если Вам все же удалось получить письмо, в котором Вы видите стремление ребенка к сотрудничеству, то тогда, опустив эмоции, начните двигать его к пониманию важности образования, культуре поведения, планирования жизни и т.д., чтобы Ваше участие было максимально эффективным и имело смысл. В письмах ребенок может сообщать о своих успехах, применение того, что Вы ему подсказали или послали.

Очень важно, чтобы ребенок описывал, что у него получается, а что — нет, это и есть та цель, ради которой надо начинать это хорошее и доброе дело.

Переписка была бы серьезным подспорьем в деле подготовки ребенка сироты к будущей жизни. Ведь это так для него важно.

Но не спешите безграмотно начинать то, что гипотетически может принести пользу.



--------------------
poleles@yandex.ru

скайп - zemelmeita
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- Александр Гезалов   Статьи Александра Гезалова   Nov 30 2009, 14:25
- - Веселая Ольга   Отсюда. Словами о нуждах детских домов интернет и...   Dec 22 2009, 12:54
|- - Веселая Ольга   С тех пор, как у Александра свой фонд, все остальн...   Dec 22 2009, 12:57
|- - Куз   Цитата(Веселая Ольга @ 22.12.2009, 12:57)...   Dec 22 2009, 13:10
|- - Ольга   Прочитала... согласием отозвалась душа на слова: н...   Dec 22 2009, 13:28
|- - Примкнувшая   Как же это выпускники детских домов помогают друг...   Dec 22 2009, 14:16
|- - Куз   Цитата(Примкнувшая @ 22.12.2009, 14:16) О...   Dec 22 2009, 14:52
- - babuska   Положение столь трудное, что если сегодня, сейчас ...   Dec 22 2009, 13:21
- - Tata-76   К сожалению вынуждена признать существование и фон...   Dec 22 2009, 13:57
|- - Ольга   Цитата(Tata-76 @ 22.12.2009, 13:57) ...   Dec 22 2009, 14:01
- - Богумира   Я несколько дней назад говорила с директрисой маси...   Dec 22 2009, 14:40
|- - Ольга   Цитата(Богумира @ 22.12.2009, 14:40) Я не...   Dec 22 2009, 15:30
- - ЕленаК   К сожалению очень мало выпускников ДД ,у которых в...   Dec 22 2009, 15:04
- - Валерий   Перед тем, как бросаться писать ответы, не мешало ...   Dec 22 2009, 17:28
|- - Примкнувшая   Цитата(Валерий @ 22.12.2009, 17:28) Перед...   Dec 22 2009, 17:32
- - Ольга   Из статьи, наглядно, что не о чем: "Тучи фон...   Dec 22 2009, 17:37
- - Juliett   Не поняла, почему Александр Гезалов вдруг так агре...   Dec 22 2009, 17:43
|- - Валерий   Цитата(Juliett @ 22.12.2009, 17:43) Не по...   Dec 23 2009, 10:32
|- - Валерий   Цитата(Juliett @ Dec 22 2009, 17:43) Не п...   Dec 31 2009, 09:45
|- - TALA   Цитата(Валерий @ Dec 31 2009, 09:45) Оказ...   Dec 31 2009, 10:48
- - Gremya   Проблема в том, что правда звучит грубо. Но ребенк...   Dec 24 2009, 01:39
- - Лена Альшанская   В общем это, наш проект никто ввиду не имел Так чт...   Dec 24 2009, 16:56
- - Masha Pressa   Вот еще свежий материал от Гезалова: Рубрика ...   Dec 30 2009, 12:38
- - Лена Альшанская   Что подарить сироте? отсюда: http://www.milose...   Dec 30 2009, 15:44
- - Masha Pressa   Гезалов рулит... Вот еще из свеженького примерно о...   Dec 30 2009, 16:03
- - Валерий   Маша, я зачем Вы на сайте Отказников пиарите Алекс...   Dec 30 2009, 16:18
- - Masha Pressa   1) Считаю, что его мысли знать полезно. 2) Если я ...   Dec 30 2009, 16:27
|- - Валерий   Цитата(Masha Pressa @ Dec 30 2009, 04:27 ...   Dec 30 2009, 16:47
|- - Веточка   Цитата(Валерий @ Dec 30 2009, 04:47 PM) В...   Dec 30 2009, 17:40
- - Валерий   Очень нужная статья для наших девочек. Про развод ...   Dec 30 2009, 16:42
- - Веточка   Очень нужная и правильная. Я бы эту статью, как и...   Dec 30 2009, 17:33
|- - TALA   Цитата(Веточка @ Dec 30 2009, 17:33) Очен...   Dec 30 2009, 23:08
|- - HIND   С одной стороны, всё описано верно. Но раз уж он н...   Jan 1 2010, 18:38
|- - Вера Васильевна   Цитата(HIND @ Jan 1 2010, 18:38) С одной ...   Jan 1 2010, 23:04
||- - HIND   Цитата(Вера Васильевна @ Jan 1 2010, 23:0...   Jan 2 2010, 03:26
|- - Валерий   Цитата(HIND @ Jan 1 2010, 18:38) в ДД соз...   Jan 11 2010, 10:36
- - raduga   А я обоими руками - за мысли про подарки и Швецию...   Dec 30 2009, 21:39
|- - TALA   Цитата(raduga @ Dec 30 2009, 21:39) А я о...   Dec 30 2009, 23:23
|- - Gremya   Цитата(raduga @ Dec 30 2009, 21:39) А я о...   Dec 31 2009, 00:41
|- - TALA   Цитата(Gremya @ Dec 31 2009, 00:41) Разве...   Dec 31 2009, 00:58
|- - Gremya   Цитата(TALA @ Dec 31 2009, 00:58) Вы росл...   Dec 31 2009, 01:23
- - raduga   Индивидуальность как почуствовать? А вот когда все...   Dec 31 2009, 01:44
- - babuska   Мне тоже кажется, что дорогие подарки только развр...   Dec 31 2009, 02:13
- - TALA   ЦитатаВопрос-как ребенку в этой системе почувствов...   Dec 31 2009, 02:21
- - Gremya   На все могу сказать: ДА! И с плеерами у нас бы...   Dec 31 2009, 02:37
- - Вера Васильевна   Да нет,я поняла вас правильно и совершенно с Вами ...   Jan 2 2010, 14:16
- - Чертик   Статья на Материнстве Женское лицо благотворительн...   Jan 21 2010, 10:21
|- - Куз   Кстати, неплохо написано, может, что-то упущено, н...   Jan 21 2010, 10:34
- - Milaya   Ага - только что тоже на нее там наткнулась   Jan 21 2010, 10:32
- - Klukva Severnai   Я честно говоря уже устала от упоминания его имени...   Jan 21 2010, 10:33
|- - Masha Pressa   Цитата(Klukva Severnai @ Jan 21 2010, 10...   Jan 21 2010, 10:49
- - Masha Pressa   Почему опус? Хороший материал, так все и есть. Он ...   Jan 21 2010, 10:44
- - Milaya   Мне понравилась статья - все четко и правильно по ...   Jan 21 2010, 11:06
|- - Оксана Соловьева   Цитата(Milaya @ Jan 21 2010, 11:06) Мне п...   Jan 21 2010, 11:30
- - Alenkora   Мне, кстати, тоже понравилась статья. Хотя себя в ...   Jan 21 2010, 12:06
- - Егорова Юлия   Цитата(Alenkora @ Jan 21 2010, 12:06) Хот...   Jan 21 2010, 14:18


Closed TopicStart new topic

 



RSS   Текстовая версия Сейчас: 28th October 2025 - 09:04