Светлана, вот еще немного информации и ссылок по теме. Надеюсь, что будет Вам в помощь. Удачи!
http://pravo-zaschita.narod.ru/Ku/sb_rprot...kushnir1200.htmИнформация с указанного выше сайта:
Есть в нашей практике дела, связанные с насилием над детьми, находящимися в детских сиротских учреждениях. Это самая сложная категория дел, так как факты насилия трудно доказать. Молчат дети - заложники государственного опекуна, молчат сотрудники, боясь увольнения или физической расправы; других свидетелей - нет, так как наши детские сиротские учреждения закрыты для посторонних глаз, а ведомственный контроль бывает необъективен, так как критерии оценки работы детских сиротских учреждений направлены зачастую на внешние показатели и факторы.
Рассчитывать на поддержку местных органов образования, социальной защиты и даже прокуратуры особенно не приходится по двум причинам: они, в лучшем случае, спасая "честь мундира", стараются дело "замять", не выносить "сор из избы", в худшем случае - грудью становятся на защиту государственного опекуна, так как связаны с ним какими-то материальными или иными интересами. Есть, конечно, исключения из этого "правила".
Очередной звонок в нашу приемную приносит известие о том, что в одном из интернатов города N. Московской области милиция, по просьбе некоторых воспитателей, а возможно и руководителя учреждения, систематически избивает мальчиков "в воспитательных целях". Это продолжается уже год. Дети запуганы до крайности и молчат.. Сотрудники всё знают, но тоже молчат.
Не предавая огласке поступившую информацию, начинаем предварительное расследование дела. Приезжаем в детское учреждение без предупреждения, беседуем с детьми без свидетелей в соседнем сквере, с сотрудниками - без администрации. С их согласия беседа записывается на диктофон. Фотографируем детей, одетых в "рваньё". При визуальном осмотре детей видим гематомы на ногах, руках, бедрах, по словам детей - их накануне избивал милиционер. Составляем протокол, так как зафиксировать побои в медицинском учреждении не представилось возможным. Дети назвали имена, фамилии, должность милиционеров, избивавших их, указали места расправ и даты. Взрослые также подтвердили факты избиения детей, при этом просили не называть их имен, так как очень боялись физической расправы.
Было понятно, что в деле должны разобраться компетентные органы, но было очевидно, что обращаться к должностным лицам этого городка бессмысленно, так как четко прослеживались их родственные и дружеские связи. Дело могут "замять", а "жалобщиков" примерно наказать. Чтобы этого не допустить, нужно было факт предать огласке, но только не на уровне СМИ, а на уровне ведомств. Наши письма пошли в Департамент образования, в прокуратуру, губернатору Московской области. Мы потребовали проверить изложенные факты, создав специальную комиссию, куда просили включить сотрудников "Права ребёнка". Наши обращения попали в цель, было ощутимо движение: звонки, вопросы, нас пригласили в прокуратуру города N.. Состоялась встреча с прокурором, которому были переданы собранные нами материалы дела. Два члена группы "Право ребёнка" были включены в состав комиссии, которая присутствовала при официальном допросе детей. В эту комиссию вошли также представители Департамента образования Московской области и Комитета образования города N. Все дети подтвердили свои показания. В интернате были проведены проверки, раскрывшие иные правонарушения, в том числе финансовые (вспомните детей в рваной одежде!). Состоялся ряд срочных заседаний в разных ведомствах, ряд проверок других сиротских учреждений района и другие мероприятия, которые обычно случаются, когда чиновники хотят удержаться в своём кресле.
Городской прокуратурой было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам избиения подростков. Областная прокуратура по результатам своей проверки возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ. Уголовное дело было направлено для организации предварительного расследования прокурору города N..
Хочу обратить внимание на два важных момента в этой истории: первый - как только история получила огласку - немедленно прекратились избиения детей и более не возобновлялись (это отслеживалось нами), второй - официальный ответ Департамента образования Московской области на наше обращение, гласил, что факты, изложенные в нашем письме, не подтвердились. Как тут не вспомнить Козьму Пруткова - не верь глазам своим!
К сожалению, с фактами грубейшего нарушения прав детей мы сталкиваемся постоянно не только в региональных учреждениях, но и в Москве. Анализируя причины этого явления, мы пришли к выводу, что "закрытость", "обособленность" сиротских учреждений, сосредоточение всей власти над судьбами детей в руках одного "государственного опекуна" - руководителя учреждения, неэффективность ведомственного контроля - та почва, на которой вырастают горькие плоды, отравляющие всю систему детского призрения в России. Мы убедились, что решить проблемы защиты прав ребенка в закрытом учреждении можно только через вневедомственный государственный и общественный контроль. Об этом же говорит опыт многих цивилизованных стран. Так родился проект закона "Об общественно-парламентском контроле за обеспечением прав детей в РФ", который был одобрен в ноябре 1998г. Палатой по правам человека ПКС при Президенте РФ. Вкратце суть этого законопроекта заключается в следующем: для создания в РФ эффективного механизма рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав, создаются Службы Уполномоченного по правам ребенка, сеть детских правозащитных служб и "вторгающееся" общественное наблюдение. Общественные инспектора и доверенные специалисты обладают лишь контрольными функциями и получают право посещения детских учреждений, конфиденциального общения с детьми, беспрепятственного доступа к документации и т.п. в любое время без предупреждения.
НИтак, организаторы Правозащитной службы для детей должны помнить - чтобы работа была эффективной, необходимо:
1. Подобрать команду единомышленников;
2. Исследовать проблему положения детей в регионе;
3. Четко определить цели и задачи;
4. Установить деловые отношения с государственными и общественными организациями;
5. Изучить опыт работы общественных организаций, занимающихся проблемами детей;
6. Изучить структуру государственных учреждений, их функции, границы ответственности и подчиненности;
7. Собирать библиотеку юридической, правозащитной, методической литературы;
8. Планировать работу и постоянно ее учитывать;
9. Активно привлекать СМИ;
10. Постоянно учиться, осваивая методы и приемы правозащитной работы;
11. Проявлять искреннюю заинтересованность к судьбам людей и не навредить им необдуманными действиями
Любовь Кушнир
Декабрь 2000 г.
Другие интересные ссылки по теме.
http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/...8184259070.htmlhttp://www.npar.ru/news/pe-080629.htmhttp://www1.umn.edu/humanrts/russian/crc/R...russia1999.htmlhttp://www.mk.ru/blogs/MK/2008/11/28/society/383461/