Друзья!
По просьбе Лены Альшанской попробую написать небольшой отчёт об услышанном на семинаре.
К сожалению, нас было всего 9 человек, включая саму Лену и психолога Татьяну Арчакову, которая собственно вела семинар. Это несколько затрудняет начало работы реальной команды по помощи семьям...
Сложно, конечно, описать всё на пальцах, но я постараюсь. Таня и Лена, если что, меня поправят. Надеюсь, что смогу донести суть беседы, которая ме лично показалась очень важной и полезной.
Татьяна начала свой рассказ с тезиса о том, что ответ на вопрос "как помочь данной семье" в первую очередь знает сама семья, и лишь совместными усилиями, используя набор определённых инструментов, можно определить цели, задачи и направление работы. Конечно, каждый случай уникален, действовать нужно, отталкиваясь от реальных условий, но для плодотворной работы необходимо придерживаться неких правил, стандартов. Постановка целей и задач - первое и необходимое условие для начала помощи семье. В каждом случае мы должны понять, за что боремся: оставить ребёнка в кровной семье, отдать хорошим приёмным родителям, помочь маме сохранить беременность...В общем, сколько семей, столько может быть этих самых целей. Главное, знать с самого начала, к чему мы в идеале стремимся (например, не всегда имеет смысл оставлять ребёнка у родителей, иногда безопаснее поместить его в специалное учреждение; а иногда, с точностью до наооборот, нужно всеми силами помочь, дать шанс кровным родителям...)
Все, сказанное выше и описанное ниже, можно обозначить термином
"менеджмент качества помощи" - всё это позволит нам: понять, что именно нужно конкретнным людям; не обещать больше, чем мы можем дать; не стать "дойной коровой"; избежать накала эмоций у окружающих (чем больше аргументированной информации мы дадим о ситуации и нуждых конкретной семьи, тем меньше вопросов и бессмысленных споров возникнет потом на форуме)...
Критерии помощи вырабатываются применительно к конкретной семье, но основываются на предыдущем опыте, знаниях и практике (и, позволю себе добавит, здравом смысле!)
Таня обещала выложить таблички, которыми она иллюстрировала свой рассказ. Я лишь схематично изложу.
Дано:
СЕМЬЯ/ МАМАЧто нам нужно предпринять:
1. Сбор первичой информации, так называемый анамнез. Для этого необходима ознакомительная поездка и подробная беседа
Во время ознакомительной поездки (которую может совершить не потенциальный координатор семьи, а любой другой человек с соответсвующими навыками) нужно провести наглядный сбор информации; составить карту социальных контактов семьи (см. ниже); рассказать о том, кто мы, зачем, почему нас не нужно бояться и чем мы можем помочь; рассмотреть факторы риска и защитные факторы.
2. Поставка целей и задач (кратко- и долговременных). Именно мама/семья смогут помочь нам на этом этапе. Нельзя навязывать свои взгляды и виденье мира - нужно совместно выработать план действий.
3. Установка сроков помощи. Либо календарных - 2 месяца, 2 года итд., либо событийных - до похода ребёнка в 1 класс, до того, как мама найдёт работу и пр. Сроки нужны для обеих сторон: для нас, чтобы понимать масштаб и ответственность, и для семьи - в качестве стимула ("Мы не будем помогать вам вечно, вы должны что-то предпринимать самостоятельно")
4. Собственно оказание помощи (доставка необходимых вещей, материальная помощь юридическая поддержка и пр.). В данном плане это не самоцель, как мы привыкли думать, а лишь один из этапов!!
5. Оценка эффективности помощи в указанный период. Здесь, думаю, всё понятно: выполнены ли задачи из пункта 2 в сроки пункта 3 с учётом оказанной помощи из пункта 4.
Кроме того, очень важным моментом является определение границ вмешательства в жизнь, судьбу данной семьи. Необходимо помнить, что а) мы не Бог б) это наша жизнь, не наши правила, не наши стереотипы в) наверное, основной момент!: мы помогаем не самим себе, и даже не этим маме с папой - мы помогаем этому ребёнку!!! И все наши действия должны начинаться с оценки и понимания потребностей самого ребёнка; его семья (как, впрочем, и мы) - лишь инструмент для создания необходимых условий жизни. И, если все потребности и нужды ребёнка удовлетворены, мы должны радоваться этому, а не вдаваться в обсуждения того, нравится ли нам его мама и деревня, где они живут.
Тут возникает справедливый вопрос об этих самых необходимых и достаточных потребностях ребёнка. Наш психолог предлагает следующу методику. Есть три круга: красный в центре, его окружает жёлтый, далее зелёный.
Первый круг,
красный, объединяет факторы, необходимые для обеспечения нормальной и безопасой жизнедеятельности ребёнка - так называемые первичные родительские функции: защита ребёнка (безопасность, ненасилие, здоровье, лечение, наличие питания и пр.), адекватное общение, отсутсвие насилия, базовое обучение, обеспечение необходимым (одежда, учебники итд). Выполнение этих требований обязательно ! Лишь при нарушении условий из этого круга мы можем говорить о необходимости немедленного вмешательства (с целью изъять ребёнка, например)
Второй круг,
жёлтый - социально-желательные функции, то, к чему нужно стремиться - качественное образование, развитие, социализация итд. Конечно, лучше, чтобы и эти факторы присутствовали...
Третий круг,
зелёный - "Всё остальное": личные качества родителя, вероисповедание...дизайнерская одежда, обучение в Оксфорде - в качестве крайностей. Без этого можно жить, это совсем не первоочередные задачи
Используя эту схему в качестве примера, мы можем включить "внутреннего цензора", "психолога" и отделить необходимое для нормальной жизни ребёнка и безусловное от идеального "нашего представления", избыточного...
Мы не должны (и не имеем права!) навязывать семье свои взгляды - мы должны выработать общие взгляды и варианты решения проблемы, причём на не методом манипуляции, а на основе партнёрских взаимоотношений. Целесообразно оформит план действий в письменном виде, указав цель, к которой мы идём (например, найти работу, купить дом, оформит документы и пр.), и расписать этапы на пути к этой цели. Причём каждый этап должен состоять из двух частей - то, что делаем мы, и то, что делает сама семья (например: мы собираем деньги на аренду жилья, а мама одновременно с этим ищет подходящую квартиру через своих знакомых). Только совместными усилиями можно достигнуть результата!
Выше было сказано о
сети социальных контактов или о некоей ресурсной карте. Поскольку мы планируем привлечь семью к работе над проблемой, необходимо понять, какими ресурсами она располагает. Обычно люди неохотно реагируют на подобные расспросы - гораздо проще следовать установке "я из детдома, у меня никого нет, мне никто не поможет". Однако, на практике выясняется, что это не всегда соответствует действительности. Ведь до нашего прихода семья как-то жила, значит хоть кто-то помогал или хоть что-то происходило. Психолог рекомендует опрашивать семьи также следуя определённой методике. Нам необходимо составить диаграмму, в центре которой сеья. Далее следуют сектора: родственники, друзья, раьота/учёба, соседи, официальные лица. В каждый сектор необходимо вписывать существующих людей по степени их приближённости и отношения с ними/их отношение к семье. Например: в сектор "родственники" можно ближе всего к семье вписать дядю мамы, который иногда помогал деньгами (со знаком "плюс"), а далее от семьи троюродную сестру, которая равнодушна или ничего не знает о проблеме (со знаком "минус"). Это требует усилий и не всегда очевидно, однако, заполнив все сектора, мы сможем увидеть наглядную, реальную картину и использовать все возможные варианты.
Даная диаграмма не статична, в неё можно вносить изменения и оценивать динамику этих изменений. Используя подобный метод можно предлагать семье варианты взаимодействия - например: имея в секторе "официальные лица" участкового педиатра, нужно посоветовать маме пойти, познакомиться с ним, рассказать о проблеме. Возможно, тот посоветует обратиться к кому-то, кто сможет помочь - тогда у нас появится ещё один полезный ресурс итд.
Эту же диаграмму далее можно развернуть в таблицу с графами "кто", "что уже сделал", "чем может помочь", "как относится к проблеме", "почему не помогает до сих пор", итп.
Имея подобную карту ресурсов мы сможем оценить сложившуюся ситуацию, найти возможные пути решения (которые не всегда видны с первого взгляда!) и выработать план действий.
Конечно, мы не сможем (и, в общем, не должны) решить все проблемы, стоящие перед семьёй, но мы должны попытаться вместе трезво увидеть проблему, поставить задачу и последовательно, на партнёрских началах, двигаться к её решению!!Я могу писать бесконечно...Извините за много букв, я - увлекающийся человек, не могу остановиться
Ещё во время семинара Лена Альшанская неоднократно говорила о том, что необходимо создать именно команду по помощи кризисным семьям (вместо хороших, но разрозненных и неупорядоченных акций помощи). Для этого необходима инициатива и присутствие заинтересованных волонтёрах на следующих встречах для совместого обсуждения и выработки стандартов. Присоединяйтесь!!!
Всё

Спасибо Татьяне Арчаковой, нашему психологу, за подробный и интересный рассказ, который я не очень сильно, надеюсь, исказила