Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Обучающий семинар по работе с кризисными семьями
Благотворительный фонд "ВОЛОНТЕРЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ" > Волонтерский центр > Архив раздела > Архив мероприятий
Tanush-ka
Уважаемые волонтеры,
если вы уже работаете в команде помощи кризисным семьям
или собираетесь присоединиться --

мы приглашаем вас на обучающий семинар 29 марта (в субботу) в 14:00 в помещении Первой градской больницы (м. Октябрьская).

В ходе семинара у вас будет возможность:
- познакомиться друг с другом лично и почувствовать себя командой;
- узнать об уже накопленном практическом опыте помощи семьям в кризисе - зарубежном и отечественном;
- получить памятки, опросники и другие пособия, которые помогут вам структурировать работу с семьей. И тут же попробовать ими пользоваться на примере ваших "подопечных" семей smile.gif ;
- поучаствовать в разработке общих стандартов помощи семьям (то есть ответить на вопрос "Как помочь и не навредить?" cool.gif );
- обсудить свое понимание помощи кризисным семьям лично с Леной Альшанской.

Ведущий - Татьяна Арчакова, психолог.
Вопросы можно задавать по телефону 8-916-925-91-74 или по почте archakova@hotbox.ru

Пожалуйста, записывайтесь на семинар в этой теме.


PS Если вы хотите, но не сможете быть на семинаре, то:
во-первых, рано или позно он будет повторен, потому что тема очень актуальная,
во-вторых, все материалы постепенно будут вывешиваться на форуме и на новом сайте.
kolibri
Татьяна, я немного не в этой команде, но вопрос меня очень занимает, плюс я хотела бы после семинара написать отчёт, если можно. Спасибо. Записываюсь - Вавилова Наталия.
Lea
Постараюсь быть
marinaaaaa
Постараюсь быть.
Запишите. Позже уточню.
Спасибо.
talvi
Постараюсь быть.
Юлечка
В связи с тем, что появилась подопечная семья, то постараюсь быть.
Лена Альшанская
Очень прошу всех, кто ведет семьи!
Мы ждем вас на этом семинаре. На нем мы будем формировать команду, и дальше работать именно как команда и ОЧЕНЬ хотелось чтобы у нас была команда с равными знаниями и идущая в одном направлении.
Bakshi
Буду
lila-o
Я ОООчень хочу быть. Но в Козьмодемьянск 29.03 едет Наша Газель с помощью и за мебелью.
Надо быть в Козьмодемьянске. unsure.gif

А нельзя на видео или аудио записать? И "забить" для меня пособия...
Очень уж хочется "обучиться".... rolleyes.gif
Ирина У
Я буду, если ничего форс-мажорного не случиться.
Arina-i

Пожалуйста, записывайтесь на семинар в этой теме.


Будем обязательно, в прежнем составе, я и Катюша (дочка).
murchik
Постараюсь быть
marina1001
Я очень постараюсь быть. А где в здании Первой Градской? Она же огромная...
Настя_Одинцово
Постараюсь быть.
Адамек Анастасия (Одинцово)
Лена Альшанская
Напомнинаю! Завтра состоится семинар по работе с кризисными семьями!

Всех кто ведет семьи прошу быть.

А также всех кто готов помогать семьям.
Ольга
Пока таких семей у меня нет, но очень хочется узнать результат обсуждения, на будущее. Очень прошу поделиться получившимся после семинара объемом информации!
marinaaaaa
Цитата(marinaaaaa @ 20.3.2008, 21:24) *
Постараюсь быть.
Запишите. Позже уточню.
Спасибо.

Не смогу быть. Вычеркивайте.
Клевитова Марина
меня не будет,
30-го поездка в Кашин,
завтра последний день сборов всего у меня дома и по Москве.
Arina-i
Цитата(Лена Альшанская @ 28.3.2008, 11:55) *
Напомнинаю! Завтра состоится семинар по работе с кризисными семьями!

Всех кто ведет семьи прошу быть.

А также всех кто готов помогать семьям.


Семинар прошел, скажем так в теплой и дружественной обстановке. Закончив в Первой градской все желающие плавно переместились в другое место и обсуждение незаметно продолжилось до 19 часов, очень интересная и в то же время сложная тема. Спасибо Татьяне (психологу) и Елене Ольшанской за выделенное время и интересное обсуждение. А кто-то обещал ОТЧЕТ. Те кто не смог быть наверное очень ждут его!
Lea
Друзья!
По просьбе Лены Альшанской попробую написать небольшой отчёт об услышанном на семинаре.
К сожалению, нас было всего 9 человек, включая саму Лену и психолога Татьяну Арчакову, которая собственно вела семинар. Это несколько затрудняет начало работы реальной команды по помощи семьям...

Сложно, конечно, описать всё на пальцах, но я постараюсь. Таня и Лена, если что, меня поправят. Надеюсь, что смогу донести суть беседы, которая ме лично показалась очень важной и полезной.

Татьяна начала свой рассказ с тезиса о том, что ответ на вопрос "как помочь данной семье" в первую очередь знает сама семья, и лишь совместными усилиями, используя набор определённых инструментов, можно определить цели, задачи и направление работы. Конечно, каждый случай уникален, действовать нужно, отталкиваясь от реальных условий, но для плодотворной работы необходимо придерживаться неких правил, стандартов. Постановка целей и задач - первое и необходимое условие для начала помощи семье. В каждом случае мы должны понять, за что боремся: оставить ребёнка в кровной семье, отдать хорошим приёмным родителям, помочь маме сохранить беременность...В общем, сколько семей, столько может быть этих самых целей. Главное, знать с самого начала, к чему мы в идеале стремимся (например, не всегда имеет смысл оставлять ребёнка у родителей, иногда безопаснее поместить его в специалное учреждение; а иногда, с точностью до наооборот, нужно всеми силами помочь, дать шанс кровным родителям...)

Все, сказанное выше и описанное ниже, можно обозначить термином "менеджмент качества помощи" - всё это позволит нам: понять, что именно нужно конкретнным людям; не обещать больше, чем мы можем дать; не стать "дойной коровой"; избежать накала эмоций у окружающих (чем больше аргументированной информации мы дадим о ситуации и нуждых конкретной семьи, тем меньше вопросов и бессмысленных споров возникнет потом на форуме)...
Критерии помощи вырабатываются применительно к конкретной семье, но основываются на предыдущем опыте, знаниях и практике (и, позволю себе добавит, здравом смысле!)

Таня обещала выложить таблички, которыми она иллюстрировала свой рассказ. Я лишь схематично изложу.

Дано: СЕМЬЯ/ МАМА

Что нам нужно предпринять:

1. Сбор первичой информации, так называемый анамнез. Для этого необходима ознакомительная поездка и подробная беседа
Во время ознакомительной поездки (которую может совершить не потенциальный координатор семьи, а любой другой человек с соответсвующими навыками) нужно провести наглядный сбор информации; составить карту социальных контактов семьи (см. ниже); рассказать о том, кто мы, зачем, почему нас не нужно бояться и чем мы можем помочь; рассмотреть факторы риска и защитные факторы.
2. Поставка целей и задач (кратко- и долговременных). Именно мама/семья смогут помочь нам на этом этапе. Нельзя навязывать свои взгляды и виденье мира - нужно совместно выработать план действий.
3. Установка сроков помощи. Либо календарных - 2 месяца, 2 года итд., либо событийных - до похода ребёнка в 1 класс, до того, как мама найдёт работу и пр. Сроки нужны для обеих сторон: для нас, чтобы понимать масштаб и ответственность, и для семьи - в качестве стимула ("Мы не будем помогать вам вечно, вы должны что-то предпринимать самостоятельно")
4. Собственно оказание помощи (доставка необходимых вещей, материальная помощь юридическая поддержка и пр.). В данном плане это не самоцель, как мы привыкли думать, а лишь один из этапов!!
5. Оценка эффективности помощи в указанный период. Здесь, думаю, всё понятно: выполнены ли задачи из пункта 2 в сроки пункта 3 с учётом оказанной помощи из пункта 4.

Кроме того, очень важным моментом является определение границ вмешательства в жизнь, судьбу данной семьи. Необходимо помнить, что а) мы не Бог б) это наша жизнь, не наши правила, не наши стереотипы в) наверное, основной момент!: мы помогаем не самим себе, и даже не этим маме с папой - мы помогаем этому ребёнку!!! И все наши действия должны начинаться с оценки и понимания потребностей самого ребёнка; его семья (как, впрочем, и мы) - лишь инструмент для создания необходимых условий жизни. И, если все потребности и нужды ребёнка удовлетворены, мы должны радоваться этому, а не вдаваться в обсуждения того, нравится ли нам его мама и деревня, где они живут.
Тут возникает справедливый вопрос об этих самых необходимых и достаточных потребностях ребёнка. Наш психолог предлагает следующу методику. Есть три круга: красный в центре, его окружает жёлтый, далее зелёный.

Первый круг, красный, объединяет факторы, необходимые для обеспечения нормальной и безопасой жизнедеятельности ребёнка - так называемые первичные родительские функции: защита ребёнка (безопасность, ненасилие, здоровье, лечение, наличие питания и пр.), адекватное общение, отсутсвие насилия, базовое обучение, обеспечение необходимым (одежда, учебники итд). Выполнение этих требований обязательно ! Лишь при нарушении условий из этого круга мы можем говорить о необходимости немедленного вмешательства (с целью изъять ребёнка, например)

Второй круг, жёлтый - социально-желательные функции, то, к чему нужно стремиться - качественное образование, развитие, социализация итд. Конечно, лучше, чтобы и эти факторы присутствовали...

Третий круг, зелёный - "Всё остальное": личные качества родителя, вероисповедание...дизайнерская одежда, обучение в Оксфорде - в качестве крайностей. Без этого можно жить, это совсем не первоочередные задачи

Используя эту схему в качестве примера, мы можем включить "внутреннего цензора", "психолога" и отделить необходимое для нормальной жизни ребёнка и безусловное от идеального "нашего представления", избыточного...

Мы не должны (и не имеем права!) навязывать семье свои взгляды - мы должны выработать общие взгляды и варианты решения проблемы, причём на не методом манипуляции, а на основе партнёрских взаимоотношений. Целесообразно оформит план действий в письменном виде, указав цель, к которой мы идём (например, найти работу, купить дом, оформит документы и пр.), и расписать этапы на пути к этой цели. Причём каждый этап должен состоять из двух частей - то, что делаем мы, и то, что делает сама семья (например: мы собираем деньги на аренду жилья, а мама одновременно с этим ищет подходящую квартиру через своих знакомых). Только совместными усилиями можно достигнуть результата!

Выше было сказано о сети социальных контактов или о некоей ресурсной карте. Поскольку мы планируем привлечь семью к работе над проблемой, необходимо понять, какими ресурсами она располагает. Обычно люди неохотно реагируют на подобные расспросы - гораздо проще следовать установке "я из детдома, у меня никого нет, мне никто не поможет". Однако, на практике выясняется, что это не всегда соответствует действительности. Ведь до нашего прихода семья как-то жила, значит хоть кто-то помогал или хоть что-то происходило. Психолог рекомендует опрашивать семьи также следуя определённой методике. Нам необходимо составить диаграмму, в центре которой сеья. Далее следуют сектора: родственники, друзья, раьота/учёба, соседи, официальные лица. В каждый сектор необходимо вписывать существующих людей по степени их приближённости и отношения с ними/их отношение к семье. Например: в сектор "родственники" можно ближе всего к семье вписать дядю мамы, который иногда помогал деньгами (со знаком "плюс"), а далее от семьи троюродную сестру, которая равнодушна или ничего не знает о проблеме (со знаком "минус"). Это требует усилий и не всегда очевидно, однако, заполнив все сектора, мы сможем увидеть наглядную, реальную картину и использовать все возможные варианты.
Даная диаграмма не статична, в неё можно вносить изменения и оценивать динамику этих изменений. Используя подобный метод можно предлагать семье варианты взаимодействия - например: имея в секторе "официальные лица" участкового педиатра, нужно посоветовать маме пойти, познакомиться с ним, рассказать о проблеме. Возможно, тот посоветует обратиться к кому-то, кто сможет помочь - тогда у нас появится ещё один полезный ресурс итд.
Эту же диаграмму далее можно развернуть в таблицу с графами "кто", "что уже сделал", "чем может помочь", "как относится к проблеме", "почему не помогает до сих пор", итп.
Имея подобную карту ресурсов мы сможем оценить сложившуюся ситуацию, найти возможные пути решения (которые не всегда видны с первого взгляда!) и выработать план действий.

Конечно, мы не сможем (и, в общем, не должны) решить все проблемы, стоящие перед семьёй, но мы должны попытаться вместе трезво увидеть проблему, поставить задачу и последовательно, на партнёрских началах, двигаться к её решению!!

Я могу писать бесконечно...Извините за много букв, я - увлекающийся человек, не могу остановиться tongue.gif rolleyes.gif

Ещё во время семинара Лена Альшанская неоднократно говорила о том, что необходимо создать именно команду по помощи кризисным семьям (вместо хороших, но разрозненных и неупорядоченных акций помощи). Для этого необходима инициатива и присутствие заинтересованных волонтёрах на следующих встречах для совместого обсуждения и выработки стандартов. Присоединяйтесь!!!

Всё biggrin.gif Спасибо Татьяне Арчаковой, нашему психологу, за подробный и интересный рассказ, который я не очень сильно, надеюсь, исказила tongue.gif
Arina-i
Анечка, СПАСИБО ОГРОМНОЕ, и добавить нечего, все так подробно и доступно. Вот что значит ОПЫТ РАБОТЫ + семинар!!!!! СПАСИБО!!!!!
Lea
Цитата(Arina-i @ 31.3.2008, 22:14) *
Анечка, СПАСИБО ОГРОМНОЕ, и добавить нечего, все так подробно и доступно. Вот что значит ОПЫТ РАБОТЫ + семинар!!!!! СПАСИБО!!!!!

рада стараться smile.gif smile.gif
Лена Альшанская
Аня, спасибо большое за описание!

Надеюсь все прочли?wink.gif

Единственное ,что огорчило - это отсутствие кроме Ани, волонетров, ведущих помощь семьям.
Очень надеюсь что это досадное недоразумение не повториться в эту субботу, в которую мы прводем наш второй семинар КОМАНДЫ помощи кризисным семьям - в 11 часов в Социально-реабилитационный центр в Отрадном.

Ждем всех. Прежде всего ведущих помощь семьям. До субботу большая просьба вдумчиво почитать Анин отчет и задать вопросы если есть. В субботу продолжим. Заодно узнаем как работают государственные учреждения по этому направлению.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.