Няня проекта "Дети в беде" Наталия Юрьевна рассказывает о лете дефектологу Анне:
Анна: Представьтесь, пожалуйста.
Наталия Юрьевна: Меня зовут Наталия Юрьевна.
Анна: Наталья, Вы у нас в лагере уже не первый год?
Наталия Юрьевна: Четвертый.
Анна: Практически с основания. Как Вам это лето? По ощущениям, по впечатлениям, по деткам.
Наталия Юрьевна: Дети немного другие, наверное, поменьше, потяжелее. Вообще, впечатления отличные. Лето прошло быстро, как будто один день. Но мы с детьми успели очень многое сделать. Об этом подробно рассказывается в фильме, который сняли в лагере. В общем, лето было хорошее, всё нам благоприятствовало!
Анна: С какими детьми вы находились?
Наталия Юрьевна: У меня было двое детей: Света и Влад. Света – хохотушка, позитивная, местами непослушная. Влад чуть посложнее: немного обидчивый, плаксивый. В их взаимоотношениях Света брала на себя роль командира, а Влад был ведомым. Им было очень интересно играть вдвоем.
Несмотря на то, что ни один из них не разговаривает, понимали они друг друга с полуслова. Если Влад что-то делает не то, Света его может поругать, показать ему, как надо делать. Она как няня для Влада: и застегнуть ему что-то поможет, покажет, как правильно надевать ботинки. Вместе они посещали занятия: на кулинарии готовили блины, на рисовании делали аппликации и рисовали. Я считаю, что они остались довольными. Дети много гуляли, играли, посещали концерты и смотрели мультфильмы.
Анна: У нас каждый год есть солнечные детки. А Света и Влад, по сравнению с ними, более развитые?
Наталия Юрьевна: Они всё-таки уже постарше. Света вообще очень умная. Даже для солнечного ребенка она очень сообразительная, живая. Они и ходят нормально, Света лазает везде, она очень любознательная. В прошлом году у меня тоже была солнечная девочка - Ксюша, жаль, что в этом году не приехала, она была поменьше и ходила плохо.
А Света и Влад хорошие дети: чистенькие, оба в туалет ходят нормально, хотя у Влада были небольшие проблемы с этим. Свете памперсы не нужно было надевать совсем. Иногда надевали для подстраховки, но ей они разу за лето не пригодились. А Влад и ночью, и днём, бывало, просился, либо я сама уже понимала, что пришло время посадить его.
Анна: Как они ели? Всё ли они любили из еды?
Наталия Юрьевна: В начале они вообще не ели салат, чему я была очень удивлена: брали первое, второе, и попить. Утром ели кашку и обязательно просили булочку – они знают такую еду, она им привычна, а салат почему-то Влад так до конца смены всегда и отпихивал. Когда я ему клала немного салата ко второму блюду, он его ложкой отодвигал, старался убрать из тарелки. Света, поначалу, тоже не ела салат, но зато потом начала, после того, как я ей добавляла понемногу салат в тарелку. У Влада было более здоровое питание: он ел больше и быстрее, в то время как Света могла поковыряться в тарелке, поглядеть по сторонам. Когда Влад садился за стол, он знал, зачем он сел – чтобы быстро-быстро поесть, а затем уже всё остальное.
Анна: Как вам это лето по насыщенности мероприятий, кружков?
Наталия Юрьевна: В этот раз кружки были не столь интенсивными несмотря на то, что кружки были очень похожи на те, которые проводились в прошлом году. Дети проходили эти кружки размеренно, кто-то даже успевал параллельно сходить в кино, съездить в Москву, поплавать в бассейне. Не было напряжения с тем, что мы где-то не успеваем – это мне очень понравилось.
Анна: Как дети реагировали на приезд гостей?
Наталия Юрьевна: Вообще на каждого нового человека у детей своя реакция. Им очень понравилось, когда у нас проходил "Вело-мото-пробег", они очень любят такое зрелище, как и все обычные дети. На всех мероприятиях они в первых рядах: любят фотографироваться, позировать.
Анна: Не забуду первые впечатления, когда Влад и Света только приехали, Влад бежал обниматься ко всем взрослым.
Наталия Юрьевна: И когда прощались тоже: Света побежала обниматься к Оле, мне же она просто помахала, а Влад обнимался и целовался со мной. Такое чувство, что они умеют это делать, было у них это явно не в первый раз. Влад понимает, когда прощание, нужно обнять: он взял меня руками за щеки и притянул к своему лицу. Они осознавали, что уезжают. Рады были и уехать, ведь хотели домой, но в то же время им здесь было хорошо, поэтому лагерь покидали они с хорошим настроением.
Анна: Часто спрашивают, почему лагерь находится именно в Подмосковье, а не в Москве, например. Как Вы считаете, это правильный выбор?
Наталия Юрьевна: Конечно, правильный. Здесь совершенно другая обстановка, деревня, чистый воздух. Здесь есть всё: дом, ферма, конюшня, гараж. Вся структура находится в одном месте, как будто маленькое государство, а не просто корпуса со столовой: есть и домики, и ферма, и парники, и огороды. Например, мы ходили с детьми на поле за травами, набрали цветов, и затем возложили цветы на могилы погибших солдат. Все букеты, которые мы смастерили, положили к памятнику.
Анна: Расскажите про ферму немного. Ходили ли Вы туда с детьми? Что им там запомнилось?
Наталия Юрьевна: Да, например, были в конюшне. Дети немного испытывали страх, потому что это всё для них новое, непонятное. Ведь животные крупные, а дети, наверняка, раньше их близко не видели. Им интересно, но в то же время боязно.
Анна: А к маленьким животным подходили?
Наталия Юрьевна: Да, кроликов смотрели, дети очень хотели залезть руками в клетку. Хотя им говорят: не надо, а им все равно, они тянутся руками к кроликам. Оно и понятно, даже нам, взрослым, хочется потискать пушистых зверьков.
Анна: А кто на ферме им больше всего понравился?
Наталия Юрьевна: Мы смотрели черепашек, они плавали в маленьком бассейне. Иногда черепахи выходили на камешек, чтобы погреться – мы как раз в этот момент пришли и увидели их. Те же самые кролики им очень интересны. Козы были далеко, но дети их всё равно видели, осознавали, что это животные, живые существа.
Анна: Я очень удивилась, когда мы играли с Владом и доставали из мешочка животных, он знал и произносил их названия.
Наталия Юрьевна: Дети привезли с собой 2 книжки. Влад открывает книжку и показывает солнышко, показывает животное. Я указываю на корову и спрашиваю: "Кто это?". Но он не говорит, что это корова. Затем я спрашиваю: "Покажу корову", он показывает корову и говорит: "Му-у-у". Затем спрашиваю, а как собака делает? – отвечает: "Гав-гав". Он их, действительно, знает. Уроки дают свои плоды. Единственное, у него нет речи, ему очень сложно говорить, к сожалению.
Анна: А как они шли на контакт с другими детьми? К кому они больше тянулись, к взрослым или к сверстникам?
Наталия Юрьевна: Они с детьми не очень активно общаются, чаще друг с другом. Они очень долго играли вместе: возили машины, строили домики из книжек. Как-то раз привели других детей, и они сидели все вместе, но Влад и Света не смогли с ними вместе играть и смотрели на других непонимающе, хотя те тоже сидели и что-то строили. Когда же другие дети ушли, Влад и Света снова принялись играть вдвоем. А вот ко взрослым, наоборот, они очень тянутся, хотят обниматься, прижиматься.
Анна: Наталья, в последнюю неделю в лагере вы уже были с другими детьми, так как предыдущие вас уже покинули. Кто были эти дети?
Наталия Юрьевна: Саша, Илья и Алина, все трое уже умели говорить. Они из одного детского дома, поэтому друг друга знали хорошо и чаще общались именно между собой.
Илюша очень хороший парень, самостоятельный, чистоплотный. Если у него что-то капнет на майку при чистке зубов, он сразу расстраивается из-за пятна. Еще он озорной, бывает балуется, но это соответствует его возрасту.
Саша… часто сваливал вину на других. Чтобы он ни сделал, всегда найдет того, на кого показать: может указать на Илюшу, Алину или другого ребенка. Виноват у него всегда кто-то другой, но точно не он. Саша один из тех, кто никогда ни в чем не признается. При этом он зачастую и являлся зачинщиком баловства, но если его ловили, то он всегда сваливал на других, у него пока ещё нет чувства ответственности.
Если говорить о еде, то кушали они неплохо, Илья очень медлительный, более тщательно подходил к процессу.
Спали мальчики тоже хорошо, спокойно, сон здоровый: если друг с другом не взаимодействовали, то сначала один засыпал, потом другой. Проблем с походом в туалет у ребят не было, памперсов не носили.
С девочкой Алиной было чуть сложнее, памперсы носила круглые сутки. Вначале спала неспокойно, но затем привыкла и засыпала хорошо, если никто не мешал. Ночью сон не нарушался, утром просыпалась самостоятельно. Единственное, у неё были проблемы с зубами.
Дети часто говорят похожими фразами. Сейчас, наверное, у них такой период: сказал один, а другие повторяют, спросил один, значит спрашивают все трое.
Анна: Наташа, еще за это летнее время Вы прошли обучение, верно? Расскажите, пожалуйста, Ваши впечатления.
Наталия Юрьевна: Да, в школе приемных родителей. Обучение длилось 7 недель, 14 занятий. Тяжеловато было ездить, но обучение очень понравилось: затрагивали разные темы, преподаватели хорошо объясняли, учащиеся были активными и задавали правильные вопросы. Были моменты, о которых я не знала, хотя и раньше проходила подобные семинары.
Анна: А Ваш опыт работы помог Вам на этом курсе?
Наталия Юрьевна: Конечно, мы проходили разные темы: наказание, депривация и др., и когда о них рассказывали, я могла на основе опыта вспомнить похожий случай, ведь через меня прошло большое количество детей.
В группе были разные люди со своей определенной мотивацией, например, некоторым нужно было пройти подготовку для получения родственной опеки над детьми. Преподаватели мне очень понравились, они были очень разные: и молодые, и мужчины, и женщины – каждый делился своими знаниями и навыками.
Также для меня было новым узнать юридические аспекты нашей деятельности, о которых ранее на семинарах нам не рассказывали. Я для себя выделила очень много интересной и полезной информации: узнала весь цикл юридических процедур, который проходит от момента решения усыновить или удочерить ребёнка до его попадания в семью.
Анна: Наталья, работая здесь, меняется ли Ваше отношение к своим детям и внукам?
Наталия Юрьевна: Я очень жалею, что не прошла эту школу до рождения моих внуков. Если бы я шесть лет назад знала определенные моменты, то я бы лучше понимала внуков, изменила бы некоторые подходы при взаимодействии с ними. Очень много раз в процессе обучения ловила себя на мысли: "Вот бы раньше это знать!". После посещения майских семинаров я часто звонила дочке и говорила: "Так неправильно поступать, нужно делать по-другому, изменить подход".
Анна: Да, но я имела в виду, что работа в лагере с детьми с ограниченными возможностями как-то сказывается на Вашем отношении к детям и внукам? Возможно, чувствуете потребность поехать домой, затискать и обнять родных?
Наталия Юрьевна: Я даже не знаю. Конечно, скучаешь, когда живешь вместе с родными каждый день, а затем разлучаешься с ними на долгое время. Здесь же становится морально тяжело каждый раз, когда привозят детей, несмотря на то, столько времени я уже здесь работаю. Остаётся осадок в душе, чувствуется сочувствие, жалость к детям, к тому, что они без семьи.
Анна: Спасибо большое за красочный диалог, за Вашу любовь к детям, за уважение. Сколько раз наблюдала за Вами, Вы как мама-наседка – дети носятся за Вами как цыплята. Спасибо!