Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с травматическим опытом, отразившимся в РРП (реактивное расстройство привязанности)
Благотворительный фонд "ВОЛОНТЕРЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ" > Общие вопросы > Работа сайта и форума
Елена Меньшикова
Это перевод статьи "Института формирования привязанности и развития ребенка", который находится в США.
http://instituteforattachment.ong/when-people-dont-get-it-…/
Ссылка - со страницы прекрасной приемной мамы Sarah Westenberg, которая успешно растит двух детей из Российских ДДИ. Она считает эту статью полезной.
Важность этой проблемы очевидна всем, кто с ней сталкивался, а это, в той или иной степени, все приемные родители. Сам факт существования такого Института показывает, насколько эта проблема важна.
Кроме того, статья нацелена на помощь родителям, воспитывающим ребенка с травматическим опытом, отразившимся в РРП (реактивное расстройство привязанности), и говорит о том, как часто общество не оказывает поддержку таким родителям, и, более того, - осуждает их.
Перевод на русский сделан нашим прекрасным волонтером, литературным переводчиком Olga Dumer, которая по нашей просьбе переводит нам некоторые материалы. Огромное ей спасибо!

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Если вы воспитываете ребенка с психологической травмой развития (известной как РРП - реактивное расстройство привязанности), вы непременно столкнетесь с непониманием со стороны окружающих. Ваши друзья могут считать вас чересчур строгими. Ваши родители могут говорить, что у вас “обычный ребенок”, а вы воспитываете его неправильно. Детский психолог посоветует вам подучиться на занятиях для родителей.
Что же касается вас самих, то все что вам останется - это всплеснуть руками и воскликнуть “никто просто не понимает!”
И вы будете правы – большинство людей не понимает вашей проблемы. Дети с травмой развития (РРП) - не такие как все дети. У них другие потребности, отличающиеся от потребностей их сверстников, которых с рождения растили в психологически благополучной обстановке. А следовательно, им нужен другой тип родительского воспитания.

Что же именно “не работает” в воспитании детей с травматическим опытом?
Методики изменения поведения ребенка (модификация поведения), например составление списка обязанностей и награды за хорошее поведение. Даже когда дети с травмой развития (РРП) приспосабливаются к такой модификации, изменение это кратковременное и позитивное поведение не закрепляется.

Почему же не срабатывают попытки изменить поведение?
Дети, с которыми жестоко обращались в детстве и интересами которых пренебрегали, не доверяют взрослым. С раннего детства они научились рассчитывать на самих себя и контролировать свои социальные контакты. Они видят опасность в том, чтобы передать этот контроль взрослым. Это и есть часть их травмы. Следовательно, для таких детей намного более важно самим контролировать ситуацию нежели получать награды и другие виды поощрения за свое поведение.
“Обычные” семейные традиции ( например, семейный отдых или праздники с подарками.)
Многие приемные семьи изо всех сил стараются создать ребенку праздник, т.е. наверстать упущенное в их тяжелом раннем детстве. Однако, дети с травмой развития (РРП) часто саботируют подарки и праздничную атмосферу в доме.

Почему же семейные праздники всегда заканчиваются неудачно?
Дети с РРП пропустили в своем развитии те вехи, которые позволяют психическому развитию успевать за физическим. У них отсутствует психологическая зрелость, позволяющая воспринимать событие не только внутри себя, но и вне себя, с точки зрения окружающих. Так же как двухлетние дети, такой ребенок сконцентрирован только на том, что он хочет и что он может получить сию минуту. Поэтому такие дети (уже вполне взрослые физически) часто закатывают истерику, как двухлетние малыши, несмотря на свой физический возраст. К тому же, дети с травмой развития часто намеренно нарушают планы семьи для того, чтобы эмоционально дистанциировать себя от взрослых, особенно от матери.

Только любовь.
Многие считают, что обстановка в психологически здоровой семье, где ребенка очень любят, сама собой позволит таким детям вылечиться от их психологической травмы. Безусловно, любовь - важный компонент преодоления психологической травмы, но далеко не достаточный. Многие родители чувствуют свое бессилие в ситуации когда, несмотря на всю их любовь, в детях ничего не меняется к лучшему.
Почему же недостаточно родительской любви и здоровой семейной обстановки?
Дело в том, что мозг детей, с которыми жестоко обращались и чьими нуждами пренебрегали в раннем детстве, развивается не так, как у других детей. И чтобы преодолеть эту травму одной любви недостаточно. Детям с РРП нужна профессиональная помощь.

Родительские нежности.
Многие родители ласкают детей, чтобы успокоить их волнение или страхи. Однако дети с травмой развития (РРП) не воспринимают ласку любящих их взрослых. Они могут уходить в себя и отталкивать проявления любви и нежности. Приемные родители часто недоумевают, почему их дети ищут расположения посторонних людей, но не их, родителей. А некоторые из детей вообще не хотят ни с кем контактировать.

В чем же проблема с родительской лаской?
У детей с травмой развития снижена способность благополучно привязываться к другим. В психологически здоровых семьях родители формируют и развивают эмоциональную близость с ребенком на критических стадиях его развития. Напротив, дети, которыми пренебрегали или дети, испытавшие жестокость, пропустили жизненно важный опыт эмоциональной близости. Из-за отсутствия этого опыта у них не сформировались чувства защищенности и доверия, которые формируются у детей, эмоционально привязанных к родителям. Поэтому дети с РРП так тяжело формируют эти связи с приемными родителями. Всеми силами они стараются эмоционально обособиться. Даже их физические потребности в ласке часто реализуются через объятия посторонних им людей или в социально неблагополучных сексуальных контактах.

Так как же воспитывать детей, имеющим травматический опыт?
Дети с травматическим опытом не чувствуют себя в безопасности и не верят, что родители могут их защитить. Помимо этого, они хотят любой ценой контролировать ситуацию и противятся опеке родителей. Терапевтическое родительское воспитание предусматривает особый подход к воспитанию детей с травматическим опытом. Этот терапевтический подход нацелен на то, чтобы развить чувство защищенности у таких детей, развить их потенциал, и помочь им стать полноценными взрослыми.

Такой подход включает:
Постоянный контроль, жесткую дисциплину, четкие границы в системе разрешений и запретов, установленной воспитателями. В нашей группе (букв. Институте) Развития Привязанности у Ребенка, родителям предлагается стратегия воспитания, которую мы назвали Любовь и Логика. Родители определяют степень свободы (естественно, безопасную для детей), и дети с РРП учатся на осознании естественных последствий своих поступков. Негативные последствия поступков – это обучающий опыт, и родители не должны ограждать от него детей. И все же, учителя, родственники и другие взрослые часто воспринимают таких родителей как чересчур строгих или равнодушных к нуждам ребенка. В действительности, именно такой тип терапии и именно такая стратегия родительского воспитания предоставляет детям реальную возможность развить свою самодостаточность, самооценку, чувство собственного достоинства, и чувство защищенности.

Профессиональная помощь.
Семьи нуждаются в профессиональной помощи, включая квалифицированных терапевтов, занимающихся РРП, а также психиатров, которые разъясняют родителям аффективные расстройства (расстройства настроения ) и т.п.

Временный отдых для родителей.
Родителям детей с РРП важно время от времени давать передышку, предоставляя им в помощь квалифицированный персонал. Тогда родители могут переключиться на свои собственные нужды и отдохнуть от детей. Этот отдых поможет им лучше справляться со своими родительскими обязанностями в остальное время.

Сильная поддержка.
Родителям детей с травмой развития нужно чтобы их семьи, друзья, соседи – словом все их окружение, получили знания о травме психологического развития. Воспитание детей с такой травмой – очень сложный процесс для родителей и очень непонятный процесс для несведующих посторонних. Поэтому родители таких детей часто сталкиваются с осуждением и остракизмом именно тогда, когда им больше всего нужны понимание и поддержка.

Обязанности адекватные возрасту.
Дети с травмой развития могут и должны вносить вклад в бытовые заботы семьи. Исполнение этих обязанностей – это возможность научиться ответственности, испытывать гордость за хорошо выполненное дело, осознать свою принадлежность к семье, и почувствовать ее защиту.

Воспитание детей с травмой психологического развития – очень трудное дело. Если вы делаете его правильно, вы вряд ли получаете много поддержки и почти наверняка получаете много резких замечаний. Продолжайте обращаться за помощью к тем, кто понимает вашу проблему и разъяснять ее тем, кто пока еще не имеет о ней представления."
Елена из Серпухова
Большое спасибо за информацию. Она очень полезна, особенно для новичков.
KaRisha4
Полезная информация, было интересно почитать
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.