Письмо нашей приемной мамы в поддержку Максима!
Спасибо Светлане и Юрочке!
"Познакомились мы с Юрой в больнице, когда ему ставили кохлеарный имплант. Юре было почти 3,5 года. Через два месяца мы стали семьёй. И вот уже прошло три года… Расскажу немного о том, чему Юра смог научиться и как это происходило.
После операции речевой процессор (наружная часть кохлеарного импланта) подключили только через месяц. Затем каждые две недели – раз в месяц – раз в три месяца – раз в полгода мы ездили на настройку речевого процессора. Громкость на настройках увеличивается постепенно, чтобы не травмировать находившегося в полной тишине ребенка окружающими звуками.
В три года и четыре месяца Юра не говорил (были лишь какие-то непроизвольные звуки), не знал ни одного слова и не понимал речи вообще (потому что никогда этого не слышал), на окружающие звуки никак не реагировал (потому что не знал, что на них нужно реагировать) и не умел сморкаться. В общем, в восприятии речи и звуков это был, если можно так выразиться, новорожденный ребенок. Разница лишь в том, что у новорожденного есть запас времени и процесс формирования речи идет постепенно естественным способом. У Юры этого преимущества не было и все естественные этапы формирования речи мы должны были пройти в максимально короткие сроки.
Первый этап – отработка звукового рефлекса. Юра должен был научиться реагировать на звуки (громкие, тихие, звонкие и глухие) и параллельно усвоить что и какой звук издаёт. Совместно с этим шло обучение лепету – в задачу Юры входило смотреть на мою артикуляцию, внимательно слушать и пытаться повторить. Ну и научить ребенка откликаться на свое имя, конечно же. Затем добавились животные: изобразить какое животное какой звук издает.
Самым сложным во всей этой работе оказалось простимулировать Юру пользоваться речью (на том этапе – звуками и их сочетанием) как таковой – ведь зачем трудиться, когда тебя и так понимают + постоянный тонус лицевых мышц. Первые месяцев восемь он и улыбаться не умел – вместо улыбки был просто растянутый рот. Чтобы расслабить мышцы лица и дополнительно простимулировать развитие речи примерно через полгода (после окончания острого адаптационного периода) был приглашен логопед исключительно для проведения логопедического массажа. Примерно через три сеанса Юра начал сморкаться и достаточно четко впервые произнес свое имя. Морковки, редиски, сырые орехи и другие трудно жующиеся продукты были нам в помощь. Всего мы прошли три курса массажа по 10 сеансов с перерывами в три месяца.
Занятия с сурдопедагогом проводились дважды в неделю: от неё получали задания и занимались дома.
Юра посещал обычный детский сад, правда коммерческий. Это был единственный сад, куда нас взяли с нашим имплантом. Другие сады с ужасом отворачивались. В специализированном саду заявили, что они набирают детей только с первого сентября + длительные бюрократические дела и «борьба» с ПМПК, где сидят так называемые «специалисты».
С первого сентября (через 9! месяцев) мы пошли в специализированный сад для слабослышащих детей. И Юра начал активно прогрессировать благодаря ежедневным занятиям со специалистами. Через три месяца на новогоднем утреннике Юра прочитал свое первое небольшое стихотворение.
Сейчас (мы отзанимались в саду два года) Юра учит стихи, почти бегло читает, рассказывает что делал днем, много спрашивает. Речь не всегда понятная, но он постоянно старается и все время учится. Если сначала мы буквально заставляли Юру хоть что-то произнести, то сейчас иногда просим его немного помолчатьJ.
Юра занимается в секции большого тенниса дважды в неделю – в группе он единственный ребенок со слуховыми проблемами и это не мешает ему общаться с другими ребятами. На два летних месяца, когда наш садик уходит в отпуск, мы переходим в дежурный садик, где Юра также единственный такой ребенок. И это также не мешает ему дружить с другими детьми в группе – даже появляются пара друзей для постоянных игрJ.
В саду Юра у своих одногруппников (у нас большинство детей, имеющих глухих и слабослышащих родителей) научился некоторым бытовым жестам. Я также прошла месячный курс жестового языка. Это оказалось для нас неплохим подспорьем: мы употребляем жесты когда Юра без аппарата (купается, сняли перед сном или просто села батарейка).
Что бы я хотела сказать приемным родителям:
1 Если в Вашей семье появился слабослышащий или имплантированный ребенок – по возможности сразу же отдавайте его в специализированный сад (школу), где с ним будет заниматься дефектолог – сурдопедагог пять дней в неделю на протяжении учебного года по специальной методике. Если нет спец. учреждения, то найдите дефектолога-педагога, который поможет и научит Вас. Есть спец. методики для глухих и слабослышащих детей – найдите и почитайте их. Вам помогут родители таких же детей, как и Ваш – наверняка они есть в Вашем городе.
2 Учите ребенка дома также, как Вы учите младенцев: «Ой, смотри! А кто это? Собака! А как она делает? Гав-гав!» и т.д.
3 Выполняйте все рекомендации и задания педагога.
4 По возможности больше читайте ребенку. Пусть он пока и не понимает текст.
5 Не бойтесь жестового языка! Учите его вместе с ребенком! Но ни в коем случае не заменяйте речевое общение жестами: когда ребенок в аппаратах и Вас слышит – только разговорная речь! Жестовый язык поможет Вам общаться, когда ребенок без аппаратов и Вас просто не слышит (купается, сняли перед сном, сломался или села батарейка). Кроме того, жестовый язык развивает внимание (нужно следить за жестами и за артикуляцией), учит ребенка понимать артикуляцию (считывать слова с губ) и облегчит взаимодействие Вашего ребенка с другими детьми, которые общаются между собой жестами.
6 Учите ребенка считыванию с губ – это поможет ему в дальнейшем общаться со слышащими людьми в случае каких-либо неприятностей с аппаратами.
7 Отдайте ребенка в спортивную секцию или еще куда-то. Будьте готовы к тому, что первые несколько месяцев Вам придется стоять рядом и помогать ему сориентироваться в выполнении упражнений. Потом ребенок привыкнет и заучит необходимые указания тренера.
8 Носите аппараты всегда! Кроме случаев, когда их необходимо снять, чтобы не повредить.
9 Гуляйте на детской площадке с обычными детьми и помогайте ребенку налаживать с ними контакт.
10 Не стесняйтесь слуховых аппаратов! Ребенок будет относиться к ним так же, как относитесь и Вы!"