Вот уже месяц каждую субботу мы ездим в 28 ДДИ. Интернат для детей с умственной отсталостью. Мы не проводим конкурсов и мастер-классов, не организуем фестивалей. Мы пока просто ищем ключик к каждому ребенку, ищем способы подружиться.
Мы занимаемся с 15-ю ребятами (а всего в ДДИ – 501!), но в марте нам не особенно везет – почти весь месяц карантин по ветрянке, а это означает ограниченный доступ к общению с детьми.
Каждую субботу нас ждут, и всегда заранее спрашивают у воспитателей: а приедут ли волонтеры? И через закрытые на карантин двери, через воспитателей передают письма и приветы.
8 марта не исключение. Едем к детям и везем с собой все для скрапбукинга. Будем делать открытки!
Дети с удовольствием рассматривают материалы: расписные листочки, штампики, фигурные дыроколы, цветные ленточки и наклейки. Мальчики старательно делают открытки для девочек, девочки – для воспитателей и подружек. Без нашей помощи не обходится, но мы стараемся как можно чаще предлагать детям проявить самостоятельность, пусть даже и в выборе наклеек. Спрашиваю у Сергея (красивый высокий парень на коляске), для кого он делает открытку. Сережа смущается: «Для Оксаны…». Оксана (за соседим столом) это слышит и заливается краскойJДругие мальчики делают открытки для девчонок в группе, закрытой на карантин. Передаем открытки с воспитателями, их встречают апплодисментами, которые слышны даже в коридоре. Идея с открытками удаласьJ
А вообще, никогда заранее не знаешь, чему порадуются дети. В нашей группе есть неговорящие девочки, ручки у них работают совсем слабо, рисовать, да и вообще оперировать с мелкими предметами им почти не удается.Поломав голову, что им предложить, решаем поставить на стол тазики с водой и дать им формочки для переливания. Происходит чудо! Девчонки, которые не могли ни на чем сосредоточиться более 5 минут, с огромным удовольствием плещутся в воде, переливают, прислушиваются. Теплая вода расслабляет вечно напряженные ручки…Зоя что-то воркует про себя в такт журчанию воды. Света пытается забрать у нее формочки, и Зоя (я-то думала, она говорить не умеет!) совершенно отчетливо произносит «Не надо!». Света не настаивает и пристраивается играть с водой рядом, не мешая. Девочки счастливы.
Мальчик Коля не говорит и всегда держится особняком ото всех. Чаще всего он выбирает трафареты с буквами и животными и старательно их обводит. Его рисунки всегда легко вычислить среди остальных, они отличаются особой аккуратностью. К общению с волонтерами Коля не особенно стремится, но увидев у меня на футболке наклейку с героями «Бременских музыкантов», вдруг неожиданно эмоционально пытается что-то объяснить жестами, энергично кивает головой. Пробуем поставить музыку из этого мультфильма. Это его полностью меняет: услышав первые же звуки, начинает качать головой и с явным удовольствием пританцовывать. С музыкой угадали.
Да, мы всегда в состоянии поиска. Чем заняться с детьми? Чем заинтересовать? Что принесет удовольствие? Что будет полезно? Иногда угадываем, иногда нет.
Но мне все же кажется, что не так важно, чем именно мы занимаемся с детьми, как важно то, что мы просто проводим время вместе, и у нас получается подружиться, получается сделать их жизнь хотя бы чуть-чуть ярче.