В этот раз наша поездка к детям прошла под знаком кулинарных открытий. Мы решили совместить приятное с полезным и организовать своего рода мастер-класс по приготовлению любимых блюд (сэндвичей и бутербродов-роллов, пиццы, фруктового салата, торта и окрошки). Надо сказать, что идея оправдала себя на все сто: это был тот редкий случай, когда визит волонтеров принес счастье и радость не только воспитанникам детского дома, но и воспитателям, поварам – в общем, всем, кто в этот день был на работе.
Тем не менее, поскольку наш кулинарный праздник был устроен экспромтом, то ряд моментов мы все же не продумали, но зато вынесли уроки на будущее.
Во-первых, меню было слишком разнообразным. Такое смешение блюд не полезно и для одновременного употребления, а самое главное мешало детям сосредоточиться на технике приготовления. Их больше увлекал сам процесс. Поэтому представляется целесообразным практику таких открытых уроков продолжать, но ограничиваться приготовлением одного-двух блюд, чтобы проговаривать с детьми основные этапы, обращать их внимание на детали, персонально распределять обязанности, то есть по сути от развлекательной цели переходить к преимущественно познавательной.
Во-вторых, не очень удачным оказалось время нашего кулинарного урока: мы приехали перед самым обедом, и дети, увидев обилие вкусных и интересных продуктов, ели весьма неохотно, ожидая более заманчивого угощения. Причем последние из наших блюд были приготовлены только к ужину, обеспечив и этой трапезе заведомо невыгодную конкуренцию. К тому же, младшая группа сразу после обеда ушла на тихий час и вообще не участвовала в готовке. Соответственно на будущее будет полезным рационально рассчитывать время: как во сколько начинаем готовить, так и сколько процесс должен занять.
В-третьих, я обратила внимание на такой момент: дети не приучены убираться, что, понятное дело, обусловлено их образом жизни в учреждении, а не дома. Вместе с тем, они в принципе не воспринимают сам процесс уборки в штыки (как многие домашние дети) и даже с удовольствием повторяют за взрослыми, когда те начинают вытирать столы, собирать ненужные остатки ингредиентов и т.д. Этот аспект стоит активнее использовать в будущем: то есть не только приготовить вместе какое-либо вкусное блюдо, его съесть и побежать играть на улицу, но и оставить свое рабочее место в чистоте, вернуть посуду на кухню и т.д. Это будет носить важный воспитательный эффект, а главное пригодится ребятам, когда они начнут самостоятельную жизнь.
Ну и последнее – как мне кажется, релевантное не только для кулинарного фестиваля – стоит подводить итоги таких развлекательно-познавательных мероприятий: что каждый из детей для себя вынес, чему научился, на что обратил внимание, что ему показалось новым, с чем столкнулся впервые, что было сложно. Было бы неплохо ввести такие небольшие посиделки в теплом кругу в конце волонтерского дня, когда каждый мог бы что-нибудь сказать. Мне кажется, мы мало разговариваем с детьми. А между тем это хороший способ мягкой педагогики. Учитывая, что они ценят и уважают волонтеров, прислушиваются к их мнению, нужно постепенно, без нажима внедрять им какие-то личностные ориентиры, морально-нравственные качества. Обычно такие вещи закладываются в семье, на примере родителей, старших братьев-сестер. В данном случае волонтеры могли бы взять эту роль отчасти на себя.
Дополнение к отчету: после кулинарных опытов мы замечательно поиграли с детьми снаружи - футбол, баскетбол, твистер, колечко и другие игры

фото доступны по ссылке
http://yadi.sk/d/FtAcfp5I8WWUu