Еще в марте я рассказывала им о ландшафтном дизайне - занятии, которое может стать для кого-то хорошей профессией, а для кого-то просто отдохновением души, и мы условились с руководством детдома о том, что нам (я имею в виду ребят и волонтеров - всех вместе) дадут возможность попробовать себя в качестве ландшафтных дизайнеров.
В поездку мы с Катей собирались вдвоем, и я готовилась к ней долго и тщательно. Поскольку Катя предложила посеять на территории детдома пряные травы, которые потом можно будет высушить и использовать для набивки тряпичных кукол (об этом "фирменном" Катином мастер-классе все наверняка знают, ребята его обожают


В дополнение к посеву "аптекарского огорода" я планировала заняться с ребятами созданием маленьких композиций из многолетних растений (вернее, одной, но так уж получилось, что их оказалось две


Перед поездкой моя машина была до верху забита растениями, инструментами, камнями разных размеров, материалом для устройства огорода. Мне очень хотелось, чтобы ребята оказались вовлечены в работу уже на стадии разгрузки: интересно ведь, что привезли волонтеры, для чего это все... Забегая вперед, могу сказать, что пожелания мои оправдались, и каждый из моих помощников старался проявить себя, ухватив ношу поятжелее

Для нашего ландшафтного эксперимента нам отвели две необработанные клумбы на фасаде: прежде чем начать посадку новых растений пришлось пересадить некоторые растения на другие клумбы и немного подумать над перепланировкой проекта. Когда ребята вернулись с завтрака, все уже было готово к началу работы. Как раз подоспели Катя и Лиза.
Энтузиазм, с которым наши мальчишки взялись за нее, сначала меня обескуражил (к сожалению, из девочек к нам присоединилась только Ася, которая в паре с Лизой оказалась передовым звеном команды). Я разложила инструменты, но даже не успела объяснить, какой для чего предназначен: один схватил совок, другой вилку, третий мотыжку, четвертый корнерез, и все требовали указаний! Пришлось раздавать указания исходя из того, у кого какой инструмент: Данила, вооружившийся корнерезом, был отправлен выпалывать лопухи и одуванчики, чтобы наша композиция не утонула в окружающих ее сорняках, те, кто ухватил мотыжки, были приставлены к клумбе с пересаженными растениями - обработать землю вокруг них. Я едва успевала отвечать на вопросы и перебегать от одного садовника к другому, предостерегая самых ретивых от нанесения травм себе самим и соседям. Наконец удалось распределить наши рестения между двумя бывшими клумбами и объявить начало посадки: дело дошло до Ивана, которому досталась единственная лопата, и ребят, завладевших совками. После моих коротких объяснений, как выкопать ямки (по размеру горшков), как ориентировать растения по сторонам света ("пышным" на юг, "лысым" на север, ирисы - корневищем на юг) все участники процесса отлично справились со своей задачей. Оставалось лишь дополнить композиции камнями. К трем валунам, которые я привезла с собой, тут же добавилась целая тачка кирпичного и асфальтового боя. Я была вынуждена остудить пыл желающих обнести наши композиции аккуратным кружком из камешков ("как у нас в парке") : мы ведь пытаемся воссоздать фрагмент природного ландшафта, а поэтому камни должны лежать в случайном порядке, как будто наши растения естественным образом выросли среди них. В завершение растения полили, причем не просто водой, а раствором антистрессового препаратом "Циркон", который, как и человеческий "Иммунал", изготавливают из растения же - эхиноцеи. Думаю, важно, чтобы ребята понимали: все живое похоже, не только люди, но и растения испытывают стресс, когда приживаются на новом месте...
Закончив работу над композициями, мы убрали мусор в пакет, погрузили инструменты в тачку и отправились в глубь участка для закладки "аптекарского огорода". Как ни странно, никто не пожелал остановиться на достигнутом, и на новом месте все опять включились в работу. Лопата перешла от Ивана к Николаю: он аккуратно срыл верхний слой земли, чтобы мы могли выложить и слегка заглубить колышки и дощечки, выполняющие функцию деталей нашего "веера". "Конструкция" огорода позволила каждому выбрать свою делянку, а семян было так много, что каждый смог посеять не по одному растению. Все хотели знать, для чего предназначено то или иное растение: оказалось, кориандр - это пряные "шарики", которые встечаются на бородинском хлебе, у настурции съедобны цветы, ноготками полощат больное горло, а монарда и есть тот самый таинственный бергамот, с запахом которого бывает чай. Знакомство с пряными растениями мы решили продолжить во время следующей поездки, когда приедем печь пряники.
Мы трудились до самого обеда - все разошлись только тогда, когда работа была полностью закончена. Кое-кому не терпелось вернуться к посадкам и посевам с лейкой (сколько раз в день поливать? а что делать, если идет дождь?), хочется верить, что эта охота не прошла сразу после нашего отъезда

Признаюсь честно: я не ставила перед собой задачи научить ребят чему-то определенному - копать, рыхлить, сажать поливать, - просто хотела доказать им, что полезное дело можно делать с удовольствием, с "драйвом", а его результат может внушать гордость, радовать глаз и сердце. Надеюсь все же, что кое-какие навыки останутся хотя бы у некоторых из моих давешних помощников: делать работу аккуратно, заботясь о том, чтобы вокруг не осталось беспорядка, начатое доводить до конца, более того, заботиться о растении, которое ты посадил, ведь оно живое, поначалу слабое, но с твоей помощью может вырасти большим, красивым и даже полезным.
Состоявшаяся на днях поездка - третья в моей волонтерской практике (встречу с ребятами во время похода в театр я не считаю). Всякий раз, когда я рассказывала им о чем-то, я, естественно, стремилась привлечь их внимание к содержанию своего рассказа и, пожалуй, не задумывалась, как они воспринимают меня. Они охотно называют меня по имени и наперебой задают вопросы: по крайней мере, я не внушаю им напряжения, которое помешало бы ко мне обратиться, и устраиваю их в качестве источника информации, которую они хотят получить...
Когда мы с Катей и Лизой сели в мою машину, чтобы ехать обратно в Москву, я увидела в зеркале заднего вида надпись, сделанную пальцем на пыльном заднем стекле: "Ина" (именно так - с одним "н"). Не знаю, кто был автором этой надписи (конечно, кто-то и младших), но для меня она оказалась чем-то вроде свидетельства моей идентифкации и даже признания... Если так, постараюсь оправдать
