Вот только теперь нашлось время описать свои впечатления от поездки.
Это первая моя поездка в группе «Руза». Поэтому не берусь судить была ли она самой лучшей. Но это не первая моя поездка вообще. Был опыт разовой поездки с группой волонтеров вообще из другой организации. Но сейчас не о них.
Я не ставила себе больших целей: ехала осмотреться, познакомиться с людьми и ситуацией. Ведь что-то уже сделано, начато, и как говорят «в чужой монастырь со своим уставом…»
Предположу, что из возраста 35 лет мир выглядит более реалистичным и менее восторженным. Поэтому я не рекомендую читать мой отчет о поездке чрезвычайно позитивно настроенным людям. Никого ничем не хотела обидеть. Это мое частное мнение. С ним можно не соглашаться. На поиск более мягких формулировок не хватило времени. Юля несколько раз торопила с отчетом. Спасибо тебе Юля! Мне это, на самом деле, полезно!
Что понравилось:
- конечно в первую очередь - дети. Живые, отзывчивые, общительные, многие девочки говорят значимые факты о своей жизни. Идут на контакт, заинтересованы.
- приглашение к детям в качестве рассказчика – нового для них человека, Яна. Ян показал фильмы о космических телах и мире внутри человеческой клетки. На мой взгляд (у меня высшее психолого-педагогическое образование) уровень информации местами был для детей явно сложен для восприятия. Но этот момент всегда легко поправим, достаточно узнать что они уже проходили по школьной программе и соотнести подачу материала с их возрастными особенностями. Это не очень сложно.
- было хорошо заметно, что многие дети знают, помнят и очень тянутся к Юле и Давиду, особенно к Давиду! Ян тоже был очень популярен. Это конечно дает возможность детям эмоционально отогреться.
Чего не хватало:
- отсутствие азбучных моментов: обозначение цели встречи (конечно в формате, который уместен в этой ситуации, для детей, бейджики, включение в общую активность через прояснение вопроса «чем и зачем мы будем заниматься и как все, что мы будем делать сегодня может пригодиться детям в дальнейшем», включение в процесс воспитателей.
- во время приготовления блюд во многом отсутствовали элементарные принципы научения/освоения нового вида деятельности: рассказать, показать, дать попробовать сделать самим, проверить что усвоили, поправить, спросить что запомнили, ответить на вопросы детей. Есть куча книг для родителей о том, как именно учить детей, чтобы они могли чему-то научиться. Есть много книг о том как проводить тренинги, в этих книгах тоже много чего можно найти полезного. Все доступно.
- стихийность в изменении планов и их реализации. Не хватало организации процесса (приготовление первоначально согласованных 3 блюд в 2 командах стихийно превратилось в приготовление 5 блюд в 3 командах). Мне показалось, что многое держалось просто на том, что эти дети просто привыкли «ходить строем», т.е. делать сообща то, что им скажут и не задавать лишних вопросов.
- поскольку некоторые перетасовки и варианты возникли по ходу, очень спонтанно, это плохо влияло на возможность какого-то содержательного разговора с детьми. А ведь это было накануне праздника, можно было о многом поговорить в неформальной обстановке, рассказать. Дети метались из большого кабинета на кухню, хватались за разное. Какая уж тут доверительная беседа? Сплошная суета и готовка. В такой ситуации никто из детей не увидел и не мог понять/научиться как же готовить все эти блюда от начала до конца? Тем более все пять блюд… Каждый из детей увидел лишь маленькие фрагменты. И конечно это вряд ли поможет им в жизни. Моя роль в итоге свелась к роли «поварихи». Что называется только успевай подносить, потому что стихийно заявленную детям жаренную картошку кто-то должен был приготовить и помочь девочкам, которые с этим не справлялись.
- мне не хватало общей содержательной беседы с детьми. Я смогла поговорить только со старшими девочками, во время приготовления котлет и картошки.
- видны явно натянутые отношения со стороны воспитателей, никто из званных к приготовленному (а позвали-обзвонили многих) к столу не пришел… это о чем-то говорит.
Итог: дети что-то посмотрели, сложное, не во всем не понятное (вот Вы сходу расскажите, что такое ДНК и РНК?

, вышли в город, сходили в магазины и на рынок, погружаясь в выбор продуктов самую малость. Что-то и как-то приготовили. Все разное, по чуть-чуть, не от начала до конца хотя бы одно блюдо, а урывками. Мыли посуду и убирали только старшие девушки. Вполне успешно. Много ели и много не доели. Детям досталось много ласки и внимания в виде физических поглаживаний и контакта с волонтерами. Несколько девушек много смеялись, но конечно, это не отражает общий настрой всей группы детей. Юля много и успешно фотографировала. После окончания стола дети уже не убирали за собой. Перекормленные дети ушли (замечу, что перед этим они еще и обедали в своей столовой. Это к вопросу организации времени и последовательности занятий с детьми). Недовольная воспитательница осталась убирать то, что не было убрано. Уставшие от суеты, но довольные волонтеры уехали...
Если сказать проще и совсем коротко: погуляли, накормили, поласкали. Это детей определенно эмоционально разгрузило и бурный смех тому подтверждение. Но из этого они вынесут в самостоятельную жизнь?
Вывод, который я сделала для себя: надо и обязательно буду в ближайшее время писать программу. Что хочу туда включить:
- знакомство с профессиями и учебными заведениями, которые будут реально доступны этим детям
- способы поиска работы и потенциальные работодатели: знакомство, в чем сильные стороны и преимущества, в чем потенциальные сложности/опасности
- знакомство с различными организациями, с которыми им придется столкнуться: медицина, милиция, банк, ЖЭУ, служба занятости населения… итд
- знакомство с организациями, которые могут помочь в разных ситуациях от телефонов доверия разной направленности до службы 112
- быт: домашний бюджет, самое необходимое в устройстве быта, самое необходимое для ребенка, как планировать покупки, оплачивать коммунальные итд итп
- встречи с интересными профессионалами из разных областей, встречи с успешными выпускниками ДДомов
- и много еще всего, возможно тренинги уверенности в себе и самопрезентации, поиск радости и точки опоры в себе и конструктивные способы снять стресс; как проявлять любовь к близким. И еще много занятий в виде тренинга для небольшой группы можно подготовить, сделать, провести.
Это просто наметки. Мне хотелось бы и написать эту программу и попробовать ее хотя бы начать реализовывать. Понятно, что большая часть этой программы возможна к реализации только в будние дни. И у меня пока есть такая возможность или я ее буду специально себе организовывать.
Именно все эти вопросы и кажутся мне полноценной социализацией.