Наш корреспондент-волонтер Лена Носова (elenox) посетила семинар и написала потрясающий отчет. Привожу его здесь в полном объеме. Лена, огромное спасибо! Как будто сама там побывала. Тем грустнее от сознания, что меня на семинаре не было. Вот бы нам иметь отчеты по всем подобным семинарам. Скольким людям они принесут пользу... страшно представить

Здорово, что ты с нами. Вместе мы можем больше
Семинар: «Ребенок на границе двух семей»
Марина Буняк о родных и приемных семьяхАвтор: Волонтер Фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам (отказники.ру)» Елена Носова
22 июня в здании Духовной библиотеки на Покровке прошел семинар на тему «Ребенок на границе двух семей», организованный Сообществом специалистов по семейному устройству. Проводила семинар известный психолог, семейный терапевт и авторитетный специалист в области семейного устройства Марина Буняк.
Узнав о том, какой теме посвящен предстоящий семинар, а тема эта, безусловно, важная, сложная и многогранная, я подсознательно нарисовала себе обстановку, в которой, как мне казалось, он должен проходить: напряженные дискуссии, изобилующие исключительно профессиональными терминами из области психологии и педагогики; серьезные, сосредоточенные лица участников, что-то помечающих в своих блокнотах; лектор, структурировано излагающий материал на запланированную тему… Плюс собственный внутренний дискомфорт от того, что впервые присутствую на подобном мероприятии и познания мои в этой области более чем скромны.
Однако с первых же минут стало ясно, что встреча пройдет в непринужденной, комфортной и душевной атмосфере. Казалось, этому способствовало все: и удачно выбранное место проведения – небольшое здание Духовной библиотеки, скрытое от городского шума в маленьком дворике, так отличающееся от безликих конференц-залов современных бизнес-центров, и доброжелательная улыбка ведущей семинара, и живой интерес в глазах слушателей, большинство из которых, оказались не понаслышке знакомы с обсуждаемой темой. Семинар собрал около 20 человек, каждый из которых в начале встречи получил возможность представиться, рассказать о себе, о своей работе, об ожиданиях от предстоящего события. В своем большинстве аудитория была представлена сотрудниками детских домов, психологами, социальными педагогами, представителями органов опеки, непосредственно работающими с детьми, кандидатами в приемные родители, приемными и родными семьями; были и родители, принявшие в свои семьи детей, и те, кто только задумывался об этом. При этом зачастую в одном человеке сочетались сразу же несколько ролей. Соответствующими были и ожидания от семинара: получить ответы на интересующие вопросы, поделиться профессиональным и личным опытом, обменяться мнениями. И думаю, я не ошибусь, сказав о том, что ожидания эти были оправданы.
Ведущая семинара Марина Буняк, очевидно имеющая огромный опыт в проведении подобных мероприятий, очень умело выстроила его ход, чередуя теоретические материалы с примерами из собственной практики, различными психологическими упражнениями на переживание опыта, ответами на вопросы слушателей, возникавшие по ходу занятия, обсуждением их опыта и мнений. Еще перед началом семинара строгие ряды столов и стульев под умелым руководством Марины, были превращены в один большой круглый стол, что сразу же сблизило всех присутствующих, а возможность вести диалог с ведущей еще больше разрядила обстановку. В результате четырехчасовой семинар пролетел как одно мгновение, так и оставшись без запланированного перерыва, о котором, увлекшись происходящим, никто ни разу не вспомнил.
Открывая семинар, Марина пояснила, что речь пойдет о приемном родительстве, а точнее, о таком его аспекте, как происхождение приемного ребенка, его личная история, история его биологической семьи. Какое место все эти понятия должны занимать в жизни ребенка, попавшего в приемную семью? Как могут они влиять на его судьбу, процессы становления и развития? Как обходиться с этими понятиями приемным родителям и специалистам, чтобы обернуть их на благо ребенку, сделать отношения более гармоничными и поднять их на новый качественный уровень?
Конечно же, речь шла о семьях: родных и приемных. Имеют ли кровные родители, лишившись ребенка, право на дальнейшее существование в его жизни, памяти, душе и сердце или же должны быть преданы забвению, как свойственно человеческой памяти предавать забвению все, что когда-то причиняло боль, ранило, не оправдало надежд. И всегда ли можем мы так уверенно вешать табличку «вход воспрещен» на двери родного ребенку дома, однажды за ним закрывшиеся. Действительно ли личная история ребенка – это отработанный ресурс, который не несет в себе ничего, кроме тревог и переживаний.
Признаюсь, не обладая углубленными познаниями в этой области, я, придя на семинар, была готова услышать рассказы о том, как именно специалисты и приемные родители должны работать с ребенком для того, чтобы помочь ему забыть все то, что происходило с ним раньше; как с минимальными для его психики потерями поставить жирную точку в главе «Прошлая жизнь» и решительно перелистнув страницу, раскрашивать чистый лист яркими разноцветными красками. Ведь именно так в моем представлении, и не только в моем, как поняла я позже, опросив своих друзей и знакомых, выглядела схема взаимоотношений между родной семьей ребенка, самим ребенком и его приемной семьей. Поэтому столь велико было мое удивление, когда, прослушав семинар, я поняла, насколько далека от истины.
Словно подтверждая тот факт, что подобные мнения действительно имеют место быть, Марина рассказала о собственном опыте отношения к этому вопросу; о том, как с течением времени и углублением в работу представление о роли родной семьи в жизни ребенка, отданного в семью приемную, менялось от полного отрицания в начале до приятия и даже попыток воссоздания таких семей. «Это те случаи, - говорит Марина, - когда приемная семья и ребенок идут навстречу родной семье, которую в свою очередь поддерживают квалифицированные специалисты». Именно такие случаи она назвала «высшим пилотажем» в работе психологов, специалистов и приемных родителей, хотя и добавила, что это, скорее, исключения, штучные истории.
Чаще жизнь складывается именно по такой схеме: семья происхождения – ребенок – приемная семья. Как выстроить взаимоотношения, какую линию поведения выбрать, как избавиться от догматичных стереотипов, сложившихся в отношении и тех, и других, и самое главное, как не травмировать ребенка, отрицая его происхождение и историю и, наоборот, как не подвергать его ненужным эмоциональным рискам, излишне настойчиво обращаясь к его корням. Как создать для него комфортные условия в приемной семье, не отбирая при этом право на знание о своем происхождении и родителях, право на чувства к ним, на самоопределение и, как следствие, на самоуважение.
Развивая тему и говоря о роли и функциях приемной семьи в контексте обсуждаемого вопроса, Марина подчеркнула, что ребенок попадает в приемную семью всегда в результате какого-то несчастья. И задача приемной семьи в этой связи, прежде всего в том, чтобы стать для ребенка своего рода реабилитатором, помочь ему определиться в окружающей действительности, сориентироваться в новых обстоятельствах и, наконец, самоопределиться. И именно на этом этапе вопросы, связанные с семьей происхождения, с историей ребенка приобретают огромное значение. Помимо потребности в самоидентификации необходимость обратиться к истории ребенка может быть вызвана какими-то особенностями или изменениями в его поведении.
Если эта тема для ребенка находится под завесой тайны, если все нити, связывающие его с прошлым оборваны, если приемные родители не готовы или боятся об этом говорить, а специалисты, работающие с ребенком, своевременно не обращают внимания на исходящие от него сигналы, то рано или поздно такого ребенка охватывает чувство тревоги - тревоги от присутствия чего-то неизвестного, частью которого он является, и о котором, по каким-то причинам ему нельзя знать. Одними из наиболее негативных последствий такого развития ситуации для ребенка, считает Марина, могут стать неуверенность в себе и снижение чувства самоуважения.
При правильном же подходе к этому вопросу со стороны приемных родителей и специалистов, при подаче ребенку интересующей его или необходимой для решения каких-то проблем информации в правильной форме, все эти процессы могут проходить достаточно легко, играя на руку как ребенку, так и приемным родителям.
Для того чтобы проиллюстрировать чувства ребенка, оторванного от своего происхождения и прошлого, Марина предложила упражнение, которое назвала «Переместитель людей по жизни». По условиям игры «переместитель» сообщал участнику о том, что его семья и жизнь были признаны неподходящими для него и взамен прошлой жизни ему предлагается новая: новое место, новая семья, новая судьба. При этом слово переместителя было объявлено законом и не могло быть оспорено. Главным условием такого перемещения было то, что в эту самую новую жизнь уйти можно только в полном одиночестве, оставив всех, кто является частью настоящей жизни. Забрать с собой можно было только то, что могло поместиться в небольшой пакет. Несложно представить, что такое предложение вызвало неприятие со стороны участников эксперимента, и до последнего каждый отстаивал свое право на то, чтобы взять в новую жизнь того, кто дорог и важен сердцу, того, без кого жизнь, даже в самых комфортных и приятных условиях не представляется возможной. Цель этого упражнения заключалась в том, чтобы дать участникам игры возможность понять, какие чувства может испытывать травмированный маленький ребенок, попавший в новую, пусть и самую замечательную семью, если навсегда лишить его связи с тем, к чему он успел привыкнуть и с теми, кто был ему дорог, какими бы неблагополучным они ни были.
Тем не менее, не раз в ходе семинара было подчеркнуто, что каждый случай перемещения ребенка в приемную семью, каждый вариант выстраивания отношений с родной семьей, каждый сценарий знакомства ребенка со своим прошлым очень индивидуален и во многом зависит от традиций приемной семьи, от того, откуда к ним попал ребенок. Ведь, как справедливо заметил один из участников семинара, люди не сводятся просто к членам той или иной семейной системы, все люди – это прежде всего личности. И подход к каждому должен быть очень индивидуальным.
Делясь своим опытом, участники семинара рассказывали о случаях, когда ребенок настолько гармонично вливался в приемную семью, что начинал полностью отождествлять себя с ней, происходило полное эмоциональное приятие как со стороны ребенка, так и со стороны приемных родителей. Как следствие, отсечка прошлого происходила сама по себе. Обсуждая такие примеры, специалисты сошлись во мнении, что ребенок имеет право как знать, так и не знать о своем прошлом, о своей родной семье, и что говорить с ребенком об этом лучше тогда, когда этого требуют естественно происходящие с ним процессы развития и личностного становления.
Подводя итоги занятия, Марина Буняк подчеркнула, что в любом случае история ребенка заслуживает безусловного уважения и принятия и не должна быть скрыта от него, если он желает ее знать. Отношения, воспоминания ребенка о родной семье, о родителях, должны быть переведены в легальный позитивный формат, что позволит ребенку не оказывать честь кровной матери или отцу, подсознательно повторяя их судьбу. Очевидно, судьбу тяжелую и сломленную, если ребенок очутился в приемной семье.
«Родная семья ребенка таит в себе огромное количество либо ресурсов, либо опасностей. И если не замечать ресурсы, они превращаются в опасности. Поэтому важно об этом думать», - сказала она, выразив свою надежду на то, что каждый из присутствующих в той или иной форме будет применять полученные знания и сможет дать этой важной теме какое-то дальнейшее развитие.
А мы в свою очередь благодарим Марину за интересный, живой и очень информативный семинар и надеемся на новые встречи в будущем.
В завершение хотелось бы рассказать об одном эпизоде, произошедшим во время семинара, раз и навсегда ставшим для меня, как человека до недавних пор очень далекого от обсуждаемых вопросов, решающим в формировании моего отношения к теме приемных детей и родителей. Одного из участников семинара, Алексея, являющегося не только профессионалом в области семейного устройства, но и папой приемного ребенка, спросили: «Вы действительно считаете, что возможно любить приемного ребенка таким, какой он есть, со всем его прошлым, с его историей и судьбой?»… Мне трудно передать словами степень той искренности и даже какого-то удивления заданным вопросом, с какими он, улыбнувшись, тихо ответил: «А как же иначе»…Не знаю, какое впечатление произвела эта фраза на остальных участников семинара, хотя я уверена, то же самое ответил бы каждый из них. Я же до сих пор вспоминаю выражение его лица и эти слова, которые были сказаны так просто, без тени сомнения или бравады, что в тот момент верилось только в одно - в то, что несмотря на любые преграды и трудности, возможно все, и все получится, если по-настоящему веришь в то, что делаешь.