Православный детский дом в рамках приемной семьи.
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ ПЕДАГОГОВ КУРАКИНЫХ
В деревне Селищи Леонтьевского сельского округа Калязинского района сложился интересный опыт существования патронатной семьи Куракиных. Алексей Николаевич и Елена Игоревна по образованию педагоги. В Москве супруг преподавал историю искусства, а Елена Игоревна — регентское дело, да еще занималась фортепианной педагогикой.
«Более десяти лет назад наша семья создала приют «Дом сирот», — пишет в редакцию «ВТ» А.Н. Куракин, председатель приходского совета церкви Святителя Филиппа, митрополита Московского. — Мы постоянно опекаем двадцать детей-сирот, а доброе воспитание в нашей семье получили более шестидесяти подростков. Государственного финансирования наш приют не имеет, и реальную помощь детям-сиротам мы оказываем только благодаря помощи друзей и благотворителей. К сожалению, финансовый кризис поставил под угрозу существование нашего приюта из-за резкого сокращения пожертвований. Средств нашей семьи на обеспечение детей питанием и необходимыми вещами катастрофически не хватает».
ДОМ СИРОТ
Приют для детей-сирот при церкви Святителя Филиппа, митрополита Московского, организован по личной инициативе и на собственные средства семьей Куракиных. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора дом сирот носит имя святителя Филиппа, по названию церкви, собственноручно построенной четой Куракиных и их воспитанниками. В приюте проживают около двадцати детей из детских домов Калязина и Углича.
«Мы не усыновляли детей, они называют нас не мамой и папой, а по имени-отчеству. У нас родство не по документам — у нас родство сердец, родство душ. Ребята знают, что родней и ближе у них никого нет», — говорит директор дома сирот Алексей Куракин.
ПРОШЛОЕ
Биографии детей дома сирот при церкви Святителя Филиппа, взятых из детдомов Калязина и Углича, как бы написаны под копирку: мама и папа пили, в семье нечего есть, нет печки в доме, не было теплой одежды, не учились. На глазах одной девочки отец убил мать. Другая девочка в 13 лет вместе с младшей сестренкой сама хоронила отца, не проснувшегося после запоя. Один мальчик до девяти лет жил на помойке, он почти не умел говорить на нормальном языке.
Нужно было все начинать сначала. Учить детей говорить «здравствуйте», «спасибо», «простите» — обычно этих слов не бывает в лексиконе новеньких. Учить не обижать других и самому не обижаться. Трудиться и помогать друг другу. Это делать проще, когда есть пример старших детей, которые раньше тоже ничего не умели, а теперь стали уважаемыми мастерами, плотниками, печниками, студентами институтов и техникумов, смогли победить трагедию сиротства, стать полноценными гражданами России.
СОПРИКОСНОВЕНИЕ
Когда у супругов Куракиных своих детей еще не было, они захотели взять сироту из детского дома. Случайно попав в Углич вместе с другом священником Борисом Стародубовым, они поехали в Угличский детдом. Его директор Татьяна Назарова стала просить их заниматься с ее подопечными, и те согласились. Всю зиму 1997 года они почти каждую неделю наезжали в Углич и занимались с детьми пением, русской историей и культурой. Подружившись с некоторыми из детей, Куракины пригласили ребят приехать на каникулы к ним на дачу в деревню на Волге.
Сперва приехали двое — Алеша Фалин и Катя Королева. На следующие каникулы приехали уже шестеро детей — Алеша, Катя, Рома Запросов, Ваня Дадонов, Маша Лагутина и Света Захарова. Еще через год к Куракиным регулярно на каникулы стали регулярно приезжать по десять — пятнадцать сирот подросткового возраста: детей моложе десяти лет Куракины не брали. Вскоре Куракины столкнулись с проблемой выпускников детских домов.
СУДЬБА АЛЕШИ
На занятиях, которые в Калязинском детдоме вели Куракины, иногда появлялся Алеша Фалин. Ему предстояло покинуть детский дом — он оканчивал девятый класс, но читал по слогам, при письме в каждом слове делал ошибку, не знал таблицу умножения. Мальчик не умел готовить еду, обращаться с деньгами и имуществом, не владел никакой профессией. Выпускать такого ребенка в самостоятельную жизнь значило просто погубить его.
При этом Алеша имел веру в Бога. Самостоятельно, хоть и редко, ходил в церковь, причащался. Директор детдома Т. Назарова, зная, что Куракины хотят взять в семью ребенка, стала просить за этого мальчика: «Если не возьмете, то пропадет, а мальчик положительный». Куракины предложили Алеше пожить в их семье с условием учиться и слушаться. Тот подумал и согласился.
В деревне, куда Куракины брали детей на каникулы, не было церкви, и Куракины хотели построить небольшой храм. Алеша Фалин захотел быть плотником, чтобы «помогать строить церковь». Куракины определили его учиться в реставрационное училище № 88 г. Москвы по специальности плотник-реставратор. В том училище преподавали энтузиасты русской деревянной архитектуры, хорошие педагоги. А.Н. Куракин решил в качестве поддержки пойти преподавателем в это училище и прочел курс лекций по искусству Древнего мира и истории русской культуры.
В 1998 году Алеша втянулся в учебу, дополнительно занимаясь русским языком. Через три года занятий уровень его грамотности соответствовал твердой тройке. Куракины ориентировали Алешу на полную загруженность всего времени. После учебы юноше шел в кружок резьбы по дереву, а немного позже и на плотницкую подработку, которая постоянно была в училище. Он зарабатывал небольшие, но собственные трудовые деньги. В училище он многому научился, но все же плотницкое искусство в основном знал только в теории. Он не мог самостоятельно построить дом. Необходимо было учиться делать крышу, косяки для окон и дверей, лестницы — то, что в училище не удавалось пройти на практике. Собственного жилья у Алеши не было, и Куракины предложили ему жить у них в деревне и продолжать учиться плотницкой премудрости.
В деревне строилась церковь, надо было пристраивать помещения для размещения детей, строилась баня. Теперь плотницкой практики было более чем достаточно. Через несколько лет Алеша стал справляться с технически сложными плотницкими работами.
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Куракины продолжали заниматься и с другими детьми из детского дома. На каникулах к ним приезжало довольно много детей для одной семьи — по десять — пятнадцать человек, а иногда и более. Это потребовало подчинить жизнь семьи некоторому неписаному уставу, который позволил бы жить организованно и мирно. Дети, которые хотели ехать к Куракиным, уже знали о правилах по рассказам других, должны были обещать слушаться.
Второе условие — нельзя ничего не делать, праздность запрещена. В жизни большой семьи всегда есть чем заняться. Третье важное условие — это дисциплина.
А о четвертом немного подробнее. К сожалению, в детских домах дети, находясь на гособеспечении, не научаются должным образом трудиться, готовить еду, мыть посуду, убираться, стирать. Значительную часть своего времени они проводят впустую. Привычка ничего не делать мешает детям после выпуска из детдома включиться в нормальную жизнь общества.
В семье Куракиных все, начиная с младших и заканчивая старшими, по очереди делают общие семейные дела. Каждый учится готовить еду, начиная с простых каш и постепенно осваивая все более сложные блюда. Есть большой огород. Летом и осенью идет заготовка грибов и ягод. Семья занимается рыболовством.
Часть продуктов приходится закупать и привозить заранее, так как весной, осенью, в дождливое лето и в снежную зиму нет дороги. Продукты и необходимые вещи доставляются лодкой по Волге или нанимается трактор.
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
Отопление печное, поэтому заготовка дров и строительство печей — это тоже дело рук воспитанников дома сирот. К примеру, Ваня Дадонов, отличающийся аккуратностью, освоил ремесло печника. Ему помогают младшие.
Старшие ребят обучаются в мастерских. Они осваивают простейшие навыки трудовых специальностей — столярной, слесарной и литья из бетона. Ребята получают зарплату, когда их изделия находят спрос у местных дачников. Освоив ремесло, старшие ребята обучают младших.
Свободное время отдается физкультуре, творческим и развивающим играм, пению, кострам, просмотру лучших отечественных и зарубежных фильмов. Света Савельева, например, ставила кукольный спектакль для местной малышни.
То, что для одних является трудовым послушанием, для других становится отдыхом — рыбалка, например, или сбор грибов и ягод. Такая организация жизни приучает детей к постоянной занятости.
ДОСУГ
В детских домах дети варятся в закрытом коллективе сверстников. Это сильно ограничивает их развитие. К Куракиным едут в гости родственники и друзья — люди разного возраста и профессий. Общение детей с учеными, артистами, педагогами, священниками всегда проходит плодотворно. Общие завтраки, обеды и ужины становятся временем ответов на любые вопросы, или гости что-нибудь интересное рассказывают. Ребята особенно радуются старому профессору математики из МГУ имени Ломоносова Михаилу Зеликину. Тот любит рассказывать о разных странах, о знаменитых ученых и знает множество стихов, песен. Главное, Михаил Ильич может с научной точки зрения ответить на любой вопрос.
Когда нет гостей, во время приема пищи все дети по очереди читают вслух что-нибудь из детской классики. В день это около трех часов чтения. За каникулы дети прочитывают более десятка книг.
СВОЯ СЕМЬЯ
Девочек чета Куракиных ориентирует на семейную жизнь. Их обучение в основном направлено на ведение хозяйства. Обычно у детдомовцев не очень получается устроить нормальную счастливую семейную жизнь из-за отсутствия доброго примера родителей. В семье Куракиных, после того как они стали брать сирот, родилось трое детей. Девочки-сироты смогли не только увидеть, но и научиться обращаться с малышами, помогая Елене Игоревне.
Старшая воспитанница Катя Королева вышла замуж, и у нее родилась дочка. Катя успешно справляется с обязанностями супруги и матери, хотя врачи и педагоги когда-то считали, что у девочки не может быть нормального будущего. Ее признавали необучаемой и умственно недоразвитой. Катин пример показывает, что жизнь в семье, доброе отношение, труд, осознание своей нужности с Божьей помощью исправляют даже самые безнадежные диагнозы.
ХРАМ
Алексей Николаевич является старостой церкви Святителя Филиппа. Все дети, приезжающие к Куракиным, принимали участие в ее строительстве и украшении.
Обычно день начинается с общей молитвы в церкви. Все дети читают положенное молитвенное правило по очереди, по старшинству. Те, кто умеет читать лучше, помогают новичкам. Для детей это особенные впечатления, ведь они молятся в храме, который создавался и их трудами.
И в подобном духе — весь день. Опыт работы с детьми в патронатной семье Куракиных показывает, что для того чтобы ребенок-сирота прижился в семье, недостаточно усилий взрослых и даже усилий ребенка. Чтобы он смог начать жить новой для него жизнью, должно произойти чудо. Чудо соединения сердец разных людей.
ПРОСЬБА
«Прошу вас помочь нашему семейному приюту и опубликовать материалы о нашем доме сирот на страницах «Вече Твери», упомянув о наших проблемах и указав наш телефон, адрес и номер счета, — пишет Алексей Николаевич. — Быть может, кто-нибудь из ваших читателей откликнется и сможет оказать нашему дому сирот минимальную возможную для них помощь. Надеюсь на вашу помощь.
С уважением и благодарностью
Алексей КУРАКИН, директор дома сиротм, председатель приходского совета церкви Святителя Филиппа, митрополита Московского.
РЕКВИЗИТЫ ПРИЮТА (удалены по правила форума)
171554, Тверская область, Калязинский район, Леонтьевский сельский округ, деревня Селищи
Тел.: 8-916-130-74-62 (дер. Селищи), (495) 434-13-40 (г. Москва)
Игорь МАНГАЗЕЕВ
Отсюда:
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=18112