Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: "Отказники" в незапамятные времена...
Благотворительный фонд "ВОЛОНТЕРЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ" > Общие вопросы > Архив раздела > Архив раздела Социальное сиротство.Проблема и пути решения > Архив раздела "СМИ о проблеме отказников"
A-l-e-x-e-y
В первые российские детдома детей сдавали даже дворяне
текст: Юлия Минеева/Infox.ru

Анализ родословной детей из Петербургского воспитательного дома показал, что услугами приюта пользовались даже дворяне. Более того, детский дом как зеркало отразил доходы всех слоев населения столицы.

Родители с древних времен отказывались от своих детей. В Древнем Риме, например, отец имел право оставить в живых только одну дочь, чтобы позднее выгодно выдать ее замуж. А других девочек он мог убить еще в младенчестве. Люди также часто избавлялись от хилых и больных детей, от калек и незаконнорожденных. В России лишь в XVIII веке под влиянием Просвещения появились первые учреждения, бравшие на себя заботу об «отказниках».
«Отказники» XIX века

Воспитательные дома в России возникли во времена правления Екатерины II (1762−1796). В 1763 году императрица открыла такое учреждение в Москве, а через год — в Санкт-Петербурге. Руководство этими воспитательными домами она поручила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому. По одним сведениям, Бецкой сам составил план манифеста об учреждении домов, по другим — этим занимался по его просьбе профессор Московского университета Антон Алексеевич Барсов. Позднее попечительство над домами взяла императрица Мария Федоровна, жена Павла I (1796−1801). А после ее смерти в 1828 году покровителем воспитанников стал Николай I (1825−1855).

Изначально дети принимались в дома анонимно, и родители их вернуть уже не могли. Затем Мария Федоровна разрешила возвращать воспитанников в благополучные и надежные семьи. С 1828 по 1839 год этими вопросами занимался опекунский совет, а потом детей вновь запретили возвращать, хотя в некоторых случаях по велению императора делались исключения.

Но кто именно попадал в эти воспитательные дома, а также кем были родители «отказников» XIX века, непонятно. И этими вопросами занялась кандидат исторических наук и доцент Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Татьяна Фруменкова. Она проанализировала сохранившиеся в архивах документы, свидетельствующие о попытках родителей или родственников вернуть детей из воспитательного дома в Санкт-Петербурге обратно в семью.
Родители «отказников»

В Петербургском доме жило более 10 тыс. детей, однако просьбы о возвращении подавались довольно редко. Так, например, «к 1 января 1824 года в Петербургском доме числилось 5374 мальчика и 6297 девочек (всего 11 761 ребенок), и за тот же год выявлены лишь 33 просьбы о возвращении детей».

Чаще всего новорожденных относили в воспитательный дом матери. Среди них не было крепостных, так как таких детей принимать запрещалось. Если чиновники выясняли, что им подкинули сына или дочь крепостных, то возвращали ребенка помещику.

Фруменкова смогла определить социальное положение около 500 семей, чьи дети попадали в Петербургский дом. Чуть меньше 10% детей происходили из семей разночинцев-вольноотпущенников, низших придворных служителей, канцеляристов и курьеров, фельдшеров и лекарских помощников, повивальных бабок. Около 15% — из семей нижних воинских чинов, 25% — из мещан, 4% — из ремесленников, 6,5% — из дворян и чиновников. Фруменкова отмечает, что доля дворянских детей так мала потому, что у этого сословия были другие способы пристроить своих внебрачных малышей и услугами воспитательного дома они пользовались редко. Ремесленники же были одной из самых стабильных групп, имеющих постоянный заработок. Отдавались и дети из семей купцов и иностранных подданных.

Тяжелее всего приходилось незамужним женщинам, вдовам и рекрутским женам. Они зарабатывали себе на жизнь шитьем, стиркой белья, сдачей в поднаем помещений, иногда торговлей. Фруменкова выяснила, что многие из матерей, отдавших своих детей в воспитательный дом, постепенно смогли встать на ноги и начали зарабатывать достаточно, чтобы вернуть своего ребенка обратно. Они поступали в услужение, служили в государственных заведениях, вели свое хозяйство в пригородных деревнях, а образованные женщины могли давать уроки или служить учительницами.

По подсчетам исследовательницы, около 91% детей воспитательного дома были рождены вне брака. Замужние пары отдавали ребенка в дом только в чрезвычайных обстоятельствах. В 23% случаев отец внебрачных детей впоследствии становился мужем женщины, и после брака они забирали своих детей обратно. Иногда женщины рожали до замужества, отдавали ребенка, выходили замуж, а, овдовев, забирали его обратно к себе. А в 26% случаев женщины после рождения ребенка не вышли замуж, однако смогли сколотить себе хоть небольшое состояние, на которое теперь могли содержать детей. Реже всего о возвращении детей просили отцы (девять случаев) или родственники. Это обычно происходило в случае, когда мать умерла или препоручила им заботу о своем ребенке.

Статья Татьяны Фруменковой «Питомцы Петербургского воспитательного дома и их родители (первая половина XIX века) опубликовано в журнале «Вопросы истории» (2009, № 6).

http://www.infox.ru/science/past/2010/02/0..._hospital.phtml
oxanak
Спасибо, очень интересно.
Masha Pressa
Писала в Калугу, здесь продублирую. Небольшой экскурс в историю, 1838 г.: http://oper.ru/news/read.php?t=1051606028
smile.gif
История о том, как мальчик Коля 6 лет спас от голодной смерти полугодовалую сестричку, подкладывая ее к кормящей суке вместе с щенками. (Мать умерла, отец сбежал...). И что с ними потом стало.
Masha Pressa
И вот еще цитата из Л. Толстого, "Воскресение", все не знала, куда её...:
Цитата
- Катерину-то? Как же не помнить — она мне племенница… Как не помнить; и слез-то, слез я по ней пролила. Ведь я все знаю. Кто, батюшка, богу не грешен, царю не виноват? Дело молодое, тоже чай-кофей пили, ну и попутал нечистый, ведь он силен тоже. Что ж делать! Кабы ты ее бросил, а ты как ее наградил: сто рублей отвалил. А она что сделала. Не могла в разум взять. Кабы она меня слушала, она бы жить могла. Да хоть и племенница мне, а прямо скажу — девка непутевая. Я ведь ее после к какому месту хорошему приставила: не хотела покориться, обругала барина. Разве нам можно господ ругать? Ну, ее и разочли. А потом опять же у лесничего жить можно было, да вот не захотела.

— Я спросить хотел про ребенка. Ведь она у вас родила? Где ребенок?

— Ребеночка, батюшка мой, я тогда хорошо обдумала. Она дюже трудна была, не чаяла ей подняться. Я и окрестила мальчика, как должно, и в воспитательный представила. Ну, ангельскую душку что ж томить, когда мать помирает. Другие так делают, что оставят младенца, не кормят, — он и сгаснет; но я думаю: что ж так, лучше потружусь, пошлю в воспитательный.

Деньги были, ну и свезли.

— А номер был?

— Номер был, да помер он тогда же. Она сказывала: как привезли, а он и кончился.

— Кто она?

— А самая, эта женщина, в Скородном жила. Она этим займалася. Маланьей звали, померла она теперь. Умная была женщина, — ведь она как делала!

Бывало, принесут ей ребеночка, она возьмет и держит его у себя в доме, прикармливает. И прикармливает, батюшка ты мой, пока на отправку соберет. А как соберет троих или четверых, сразу и везет. Так у ней было умно изделано: такая люлька большая, вроде двуспальная, и туда и сюда класть. И ручка приделана. Вот она их положит четверых, головками врозь, чтоб не бились, ножками вместе, так и везет сразу четверых. Сосочки им в ротики посует, они и молчат, сердечные.

— Ну, так что же?

— Ну, так и Катерининого ребенка повезла. Да, никак, недели две у себя держала. Он и зачиврел у ней еще дома.

— А хороший был ребенок? — спросил Нехлюдов.

— Такой ребеночек, что надо было лучше, да некуда. Как есть в тебя, — прибавила старуха, подмигивая старым глазом.

— Отчего же он ослабел? Верно, дурно кормили?

— Какой уж корм! Только пример один. Известное дело, не свое детище.

Абы довезть живым. Сказывала, довезла только до Москвы, так в ту же пору и сгас. Она и свидетельство привезла, — все как должно. Умная женщина была.

Только и мог узнать Нехлюдов о своем ребенке...


От себя: вообще произведение, конечно, переворачивающее сознание... Может тему открыть, отказники в произдведениях великих писателей? smile.gif
Куз
Цитата(Masha Pressa @ Mar 18 2010, 08:30) *
От себя: вообще произведение, конечно, переворачивающее сознание... Может тему открыть, отказники в произдведениях великих писателей? smile.gif


Маша, Вы знаете, я давно хотела предложить открыть тему типа "Сиротство в мировой художественной литературе". Только я бы предложила вести список литературы, своего рода рейтинг, куда помещать книги, в которых затронута тема сиротства или особенности детей. Начать можно с Саши Соколова и его "Школы для дураков", продолжить Шишкиным (по-моему, в "Венерином волосе" он рассказывает про девочку с СД). Я думаю, что наберется внушительный список и волонтерам это будет интересно smile.gif
И еще у меня есть одна идея, воплощение которой лежит в области журналистики - я тогда соберусь с мыслями и напишу Вам через недельку smile.gif
babuska
Про сирот много что написано жалостливого, только поможет ли это нам? Сам подход-то сильно изменился: от "Бог дал - Бог взял", "Повезло - не повезло" до идеи "Спасти, вылечить и усыновить всех" - так что идеи прошлых веков нас ни к каким решениям не приблизят, так, ради интереса, почитать - да кто ж не читал Короленко или Гюго, и что это нам даёт на сегодня?
A-l-e-x-e-y
Цитата(babuska @ Mar 19 2010, 01:28) *
Про сирот много что написано жалостливого, только поможет ли это нам? Сам подход-то сильно изменился: от "Бог дал - Бог взял", "Повезло - не повезло" до идеи "Спасти, вылечить и усыновить всех" - так что идеи прошлых веков нас ни к каким решениям не приблизят, так, ради интереса, почитать - да кто ж не читал Короленко или Гюго, и что это нам даёт на сегодня?


-поясню свою точку зрения на сей вопрос, ради интереса почитать, безусловно, чем больше интереса к теме сиротства, тем лучше, но и о социальной ответственности не надо забывать, т.е. помимо почитать, должно быть и понимание, что не всё так просто и быстро, как хотелось бы многим из нас, со-страдающих, решение не лежит на поверхности, к глубочайшему сожалению..
Пути Господни неисповедимы, у всех нас разные они, но в целом, как ты не крути, без сострадания, без милости, человек не может быть разумным..
michele
не совсем в тему, речь не идет о подвиге, но о хорошем человеке, который сделал много для детей.
тем более, этого человека мы все знаем, или ее сказки, по крайней мере. Нильс, Карлсон, Мио, Пэппи, братья Львиное сердце.

Астрид Лингдрен, в своей повести «Расмус-бродяга» пишет, как мальчик Расмус вспоминает свой приют. одно из лучших воспоминаний, это когда у него был отит. потому что ему было так плохо, что воспитательница взяла его на ручки и баюкала его. это был его единственный раз в жизни, когда его баюкали на руках.
но у истории хэппи енд, он находит свою семью и счастлив с новыми папой и мамой.

а все-таки, мудрая это женщина была, Астрид Линдгрен, в историях для детей писала о проблемах сирот. и так ненавязчиво. талант и доброе сердце. и, кажется, собственный опыт. она, в свое время, отдала своего первого сына в приемную семью. но потом та мама, приемная, заболела и умерла, и сын Астрид, Ларс, вернулся к ней.
michele
добавлю в копилку: Альберт Лиханов, повесть «Благие намерения». есть и одноименный фильм, с 1984 г.

http://bookz.ru/authors/lihanov-al_bert/bl...agie-n_547.html

при всем моем уважении к автору и его работе, ненавижу этот рассказ и фильм! он тавмировал целое поколение, или несколько, людей, в том числе моих родителей. они настолько боятся после этого фильма, где люди сначала дали тепло брошенному ребенку, а потом ушли, сделать недостаточно добра, что решили не давать ничего. по крайней мере, ничего из сердечного тепла и общения. маскируясь именно этой фразой: благие намерения..и дальше по тексту и по книжке.

прямо как Лена Альшанская в личной истории, в самом начале говорит: «Не подходите к ним! Вы уйдете, а они останутся. С надеждой…». Я видела, как взрослые - добрые – люди становятся жесткими, как оправдывают свою жестокость «благими намерениями».

Марина (Гелиевна)
Книги о сиротах: http://www.bibliogid.ru/heroes/parad/siroty

Большая подборка про беспризорников:
http://community.livejournal.com/kid_home_lib/231499.html

"Круг чтения специалистов семейного устройства":
http://community.livejournal.com/semya_dla_detey/23992.html

Современные книги по усыновлению:
http://community.livejournal.com/usynovlen/19239.html
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.